Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Столь убийственно точной характеристики того, что представляет из себя сегодняшний Хабад — я давно не слышал (может вообще никогда не слышал). Йегуда Ифрах на воскресном уроке сделал «сравнительную таблицу» Хабад и каббалат Ари. Каббалат Ари — основное это Зеир Анпин. Хабад — основное — это «ал муда» — над-сознание. В переводе на общечеловеческий — каббалу Аризаля интересует развитие личности. Процессы личностного роста (ЗА). Хабад — привлекает мощнейший энергетический поток из над-сознания, который пробивает все области сознания и эмоций, исключительно эффективен в действии, но не предполагает никакого развития. Методика Хабада — в сущности, это методика бегства от самого себя. И «раненых лошадей пристреливают, не так ли» — это тоже отлично вписывается в общую картину.
Национальная гордость ашкеназского еврейства — само-ненависть и отрицание собственного существования. Настоящая генетическая болезнь. Можно попробовать объяснить ее, как реакцию на ненависть вовне. Чтобы уравновесить ненависть извне, чтобы создать психологически устойчивое состояние в самые тяжелые периоды изгнания — потребовалось развиить и усовершенствовать механизм само-ненависти и само-отрицания. Логика подсознания проста: если я уже лежу на земле — ниже уже меня никто не может опустить. Значит, лучше я сам себя унижу, и тогда все внешние унижения не будут иметь для меня такого большого значения.
В субботу всплыла одна фраза из «перевернуть тьму в свет» рава Гинзбурга. Не помню дословно, но смысл: Самая большая проблема состоит в том, чтобы признать существование проблемы. Человек, как правило, так глубоко «сидит» в своих проблемах, что не только не готов разговаривать с кем-то еще о своих делах, но даже самому себе он объясняет, что «все в порядке», или «ничего не поделаешь» — тахлис, он сидит в ж..е и никуда не двигается. Первый этап исправления — когда человек начинает говорить вслух (напоминает Песах — «пэ сах» — известный пируш, видел у рава Соловейчика).
В определенном смысле человек — это энергетическая система. Не только физическая, душа тоже это энергетика. Если человек чувствует, что он где-то «застрял», что он не продвигается по жизни и не достигает своих целей — зачастую это означает, что значительная часть его энергии расходуется не оптимально. Лень — не свойство характера. Скорее — это внешний результат и проявление какого-то внутреннего «короткого замыкания» в душе. (слышал от Илана Арбеля) В хасидуте, в общем, подробно объясняется (в частности в Тании) что энергия мозга — это основная часть энергии человеческого организма (банальная аналогия — компьютер. Основную часть энергии потребляет, как известно, процессор). Негативные мысли несут (или забирают) огромную энергию. Как результат — человек уже не в состоянии что-то делать. Все его усилия — на поддержании собсттвенного энергетического баланса. И все равно энергии не хватает — когда слишком много душевных сил расходуется непродуктивно на негатив — не важно, внутри самого себя, или вокруг себя.
Для исполнения сложных заданий лучше всего перестать тревожиться… לא עליך המלאכה לגמור ואין אתה בן חורין ליפטר ממנה — кажется как раз об этом Другими словами, «тревожное» состояния хорошо для спринта. Для бега на длинную дистанцию лучше «удалить заботу из сердца своего» ================= «высокотревожные» люди лучше справляются с выполнением не очень сложных логических заданий, а вот трудные задачи лучше решают «нетревожные» испытуемые успешность деятельности у «тревожных» и «нетревожных» индивидуумов меняется в зависимости от разных условий. У тревожных личностей эффективность деятельности увеличивалась в большей степени, когда им сообщали об успехе их работы, в то время как «нетревожных» испытуемых гораздо больше стимулировало сообщение о неудаче в пробных экспериментах, особенно, когда дело касалось трудных заданий. Из этих экспериментов авторы делают вывод, что лиц, опасающихся возможной неудачи желательно стимулировать сообщениями об успехах (пусть даже незначительных) на промежуточных этапах работы, в то время как лиц, изначально нацеленных на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в ходе выполнения задания.
Йегуда Ифрах часто повторяет на своих уроках, что основной закон человеческих отношений — это «закон сохранения энергии». Та энергия, которую я излучаю — та же энергия возвращается ко мне. Илан Арбель формулирует это как «верующий не заблуждается». То, во что человек верит — это то, что он видит. Начиная от «высоких» сфер — кто верит в Б-га — видит Его руку, кто нет — нет. Кто верит в Ребе и в игрот — это работает. Если не работает — значит не верит (речь идет о внутренней вере, а не о попытке что-то изображать на публику). И до «низких» сфер — человек, который «верит» что он (или окружающие) последняя сволочь, грешник, преступник и т.д., или же что его окружают сволочи, грешники и преступники — обязательно найдет подтверждение своим мыслям. Если найдет спосооб изменить ход своих мыслей (начиная с отношения к самому себе) — окружающий его мир может значительно измениться в лучшую сторону
Хазаль, кажется, отдают себе отчет в энергетической природе человеческого общения. Известное объяснение Хазаль на посук «гзейлат они беватейхем» (украденное у бедняка в домах ваших) Хазаль интерпретируют весьма неожиданно: «Разве можно украсть что-то у бедняка? Но — сказал ему «Шалом» и не вернул ему «шалом»…». Я когда-то листал книгу «Игры в которые играют люди» — очень известное сочинение, забыл автора — там, в общем то, утверждается то же самое. Элементарный «шалом» — это обмен энергиями. В «играх» кстати, утверждается, что есть весьма строгие правила, кому, когда, и как говорить «шалом» и что на это отвечать. Типа, что когда ты встречаешь человека в первый раз — ты говоришь ему шалом. А когда встречаешь второй раз — проходишь мимо, если это не твой близкий друг. А если ты говоришь ему шалом каждый раз когда ты его видишь — это уже странность, и непонимание неписаных правил энегретической игры. И т.д.
(по мотивам вчерашнего урока Йегуды Ифраха) «Шаул был подобен годовалому ребенку» — безгрешен, как годовалый ребенок. Так объясняет Раши. Я думаю, что в этом стихе заключается вся суть того, что произошло далее с Шаулом. «Годовалый ребенок» — внешне выглядящий как праведник, но внутри — годовалый ребенок. Все дальнейшее определяется этим внутренним возрастом Шаула. Он не способен поднять меч на Агага — ребенок боится крови. Он не способен дождаться пророка Шмуэля — ребенку невтерпеж. Он вырезает целый город коэнов — ни за что. У ребенка нет пропорций, нет морали, есть куча фобий и достаточно одного грамотного советника, чтобы делать с ним что хош.
Границы. Кажется, есть два рода границ. Есть границы, которые родители устанавливают ребенку. И есть границы, которые ребенок учит из контакта с окружающей средой. Лифшиц тоже говорит о двух видах границ но несколько иначе. Он говорит границы и «дрессировка». Так или иначе, если «граница» которая есть внутри меня — она внешняя, навязанная извне, а не принятая изнутри — то она по определению неустойчива. А дальше все по Лишфицу — нет границ нет уверенности в себе. Т.е., границы вроде бы и есть,но они не мои. Мне их навязали. Внешние границы не дают уверенности в себе. Только принятные изнутри. Иначе говоря, ребенок который не набивает шишки, который не участвует в уличных драках и т.д., ребенок, за которого родители решают все его конфликты со сверстниками — так и не сможет нащупать настоящих границ, которые единственно и дают уверенность в себе, и с которыми можно расти. (это Лишфиц — нет границ — нет уверенности. Нет гранииц — нет роста)
Классическая идея хасидизма Хабад — дихотомия между Б-жественной душой, которая «хочет служить Вс-вышнему, любить его и бояться его» и животной душой, которая хочет всяких нехороших и неправильных вещей В этой, кажется, безобидной, кажется, и столь широко известной фразе заключено тотальное насилие. Фактически мы говорим человеку, приходящему в Хабад: мы лучше тебя знаем, что ты хочешь! Мы знаем, что ты хочешь на самом деле! Мы залезли к тебе в кишки и в мозги (а также в штаны, извиняюсь), проанализировали все, что там есть, и пришли к выводу, что ты хочешь того-то и того-то. А то, что ты кричишь и сопротивляешься, что ты этого не хочешь — это твой йецер! Нужно рабоатть над битуль и иткашрут и все будет хорошо!
Что такое Тора — количество или качество? Аризаль объясняет, что Тора — это «ахораим дэаба» (внешняя часть сфиры Хохма в Ацилут) Ахораим — внешняя сторона -в сегда ассоциируется с количеством, в отличие от внутренней стороны, которая больше качество Отсюда мы делаем простой вывод, что Тора прежде всего мера вещей, а не «что такое хорошо и что такое плохо». Что такое хорошо и что такое плохо — человек должен выучить до того, как он открывает Тору. Дерех эрец предшествует Торе. После этого он может учить Тору, чтобы понять сколько это хорошо, а сколько уже плохо.
По версии Хабада, душа — это прежде всего то, чего в ней нет. Душа — это прежде всего, «над-сознание». Прежде всего, свет высших ступеней. Прежде всего «часть Б-га Свыше действительно». Эта идея — «часть Б-га Свыше действительно» — это основа основ в Хабаде. Однако, когда ты говоришь человеку — «ты — это часть Б-га свыше» — что это означает в подтексте? — Это означает, что ты сам — не релевантен! Твои чувства. Твои эмоции. Твои переживания. Все, что с тобой происходит, жизненные драмы, которые ты переживаешь — это все не релевантно! Релевантно лишь одно — корень души! Часть Б-га свыше буквально — это единственное, что релевантно! Там находится фокус.
Я уже писал об этой замечательной листовке из Бет Мидраша Моше Шилата. Вдохновляет и внушает надежду (в последнем номере рав Кук и Ребе — на одной странице — просто хаваль ал а-зман) Замечательный текст рава Славтицкого, хабадского шлиаха в Антверпене. Прекрасный пример гибкости хабадского комментария, и умения найти в древних текстах то, что нужно сейчас. В стиле рава Славтицкого можно сказать, что «идти за текстом» — это Ноах. А интерпретировать текст в духе современности — это Моше 🙂 Цом каль!
Слышал от одного (светского) психолога, немало занимающегося харейдимными семейными проблемами: Стандартный харейди, как он смотрит на свою жену? Она для него зачастую просто «ведро» для сливания семени…. Он настолько запуган возможностью «слить» сперму «не туда» — что жена для него просто «ведро» для сливания спермы. Я надеюсь, что он преувеличивает, однако если верить «пирамиде Маслоу» очевидно что он прав. Ибо неудовлетворенность базовой физической потребности (сливания семени) полностью блокирует все более высокие ступени человеческих потребностей в общении, самореализации, любви и т.д.
(по мотивам очередной вчерашней харейдимной демонстрации) Вчера были в Иерусалиме — поехали с женой на бар-мицву к родственникам — выхожу из Таханы — стоит хардос такой мордатый, бритый, в руках лозунг: «принудительная мобилизация — это фашизм…». Как захотелось ему двинуть по морде, или просто вырвать из рук плакат… Хорошо, жена удержала… Однако, если задуматься о причинах этой смертельной ненависти к стране, которая их кормит и поит и защищает — напрашивается один простой вывод: ненависть к окружающим начинается от ненависти к самому себе. «Возлюби ближнего как самого себя» легко переворачивается в «ненавидь ближнего как самого себя». «Я сам» — это мое тело. Если я ненавижу и боюсь собственного тела — я автоматически ненавижу и боюсь весь мир. Подобрать подходящую теор. базу почему весь мир надо так сильно ненавидеть — это уже дело техники, а евреи народ грамотный, нужную статью всегда найдут…
Известно, что Любавичский Ребе не употреблял слово «секс» (и вычеркивал его из статей, присылаемых ему для правки и одобрения). Что стоит за этим — святость и отделенность от мирского? Или же паническая, фанатическая, тотальная боязнь собственного тела? Вообще телесного и телесности? Хороший вопрос. Рав Кук пишет, как известно, что «цадиким должны быть прежде всего здоровыми людьми»
Страх «возвышает низких, опускает высоких». Когда человек только начинает подниматься в своем духовном развитии — первое чувство, которое он испытывает — это страх. Рав Гинзбург пишет об этом. Страх — это первый голос пробуждающейся личности. Можно выучить из стиха «как страшно место это» у Яакова. Однако когда человек поднимается выше — страх превращается в смертельного врага, и начинает тормозить развитие личности, превращая человека в робота и зомби. Рав Кук много пишет о том, что следует избавляться от страха. Прежде всего от страха задать вопрос. От страха заглянуть вглубь собственной души.
Каббала и хасидут много говорят про «тикун» («тикун клали» — все слышали? 🙁 ). Рав Гинзбург как то сказал мне: знаешь, что такое «тикун»? — Тикун — это шалом баит! Это — основной «тикун». Не посты или молитвы. А твои отношения в доме! Основной «тикун» баал тшувы — создать семью, и быть человеком в собственном доме. В этом вся суть. Все остальное только после этого
Один из самых разозливших меня в свое время «вортов» рава Гинзбурга: «Ребе» происходит от слова «равья» (арам. «ребенок»). В смысле, что «настоящий» Ребе всегда немного ребенок. Помнится, я пришел в бешенство, и написал какую то злобную статью у себя в «Хабад 8». Я вспомнил посук «горе тебе земля, если царь твой — ребенок». Сегодня я бы вспомнил еще и царя Шаула — «царь-ребенок» — может быть это о нем написал Шломо-а-мелех «горе тебе земля…»? В субботу вспомнилось известное письмо Ребе к Шазару, где он пишет о своей детской мечте об избавлении и «наси» Израиля
Недавно кто-то описывал рекурсию. Каббала Ари по сути, описывает рекурсивный процесс. Есть отец, мать, дети. Потом дети вырастают и становятся родителями. Ученик достигает уровня учителя и превосходит его. Если этого нет — и нет даже понимания, что в этом смысл и суть — наверное, самое важное остается непонятым. Для хабадников среди нас — возможно, в этом смысл слов Ребе «дал Вс-вышний вам сердце чтобы познать…» и «делайте все что в ваших силах». Ребе говорит: хевре, вы уже достаточно взрослые, чтобы решать самим, что и как делать.
Что происходит, когда ребенок не получает до 6 лет того, что он должен получить от матери и от отца? В 6 лет базовые сосуды его организма уже выстроены. То, что он получил (или не получил) до 6 лет — так сложится его жизнь. Человеку может быть уже 30, 40, 50 лет, а эмоционально он остается ребенком, застрявшим где-то между 3 и 6 годами. Можно ли из этого выбраться? Можно ли заставить свои эмоции «повзрослеть? Прекрасный урок Йегуды Ифраха о психологии раннего детства и о том, как это влияет на всю нашу «взрослую» дальнейшую жизнь.
Блеск: Исходные данные: я злюсь на человека и хочу послать его нахрен. Здоровая реакция: Я посылаю человека нахрен. Интроекция: Хорошие люди никого не посылают нахрен. Я — хороший, мне нельзя. Проекция: Э, да он явно хочет послать меня нахрен! И сейчас пошлёт! Конфлюэнция: Он должен сам всё понять и уйти нахрен. Без моих подсказок. Дефлексия: Понимаешь, брат, тут такое дело, в общем, если рассмотреть сложившуюся ситуацию объективно и беспристрастно, одним из аспектов актуальной тенденции может являться взаимная инконгруэнтность субъектов взаимодействия… Да, кстати, Шопенгауэр по этому поводу говорил, что…
В субботу слышал интересную историю. Был такой еврей, звали его Елин-Мор. В молодости он был участник Лехи, боролся с британцами и т.д. Потом его переклинило, он стал не просто левым — ультра левым. Говорят, что даже Тель Авив он называл «оккупированной территорией». Короче, он уехал из страны. Поселился в США, пытался работать в Гаарец. В конце концов Гаарец сказали, что он слишком левый даже для них… Но нужно же на что то жить. И этот Елин Мор пошел в «Алгемейнер Журнал» — редактором которого был Исраэль Джекобсон, известный хасид Ребе. Сначала Джекобсон думал ему отказать — что делать левому антиклерикалу в право-религиозной газете. Но — решил спросить у Ребе сначала.
В субботу один общий знакомый передал привет от Лазара. Не скрою, было приятно услышать. Навело на интересные размышления: я всегда считал (и считаю до сих пор) что в Хабаде были и есть два измерения, отличных друг от друга диаметрально: внешнее и внутреннее. На внешнем измерении — есть много денег, политики, власти, какие то безумные лозунги, бесконечные «да здравствует» и «за победу» и проч. А внутри — все тихо, и никакой шум извне туда не достигает, и отношения между людьми строятся совсем иначе.