Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

11

Границы. Кажется, есть два рода границ. Есть границы, которые родители устанавливают ребенку. И есть границы, которые ребенок учит из контакта с окружающей средой. Лифшиц тоже говорит о двух видах границ но несколько иначе. Он говорит границы и «дрессировка». Так или иначе, если «граница» которая есть внутри меня — она внешняя, навязанная извне, а не принятая изнутри — то она по определению неустойчива. А дальше все по Лишфицу — нет границ нет уверенности в себе. Т.е., границы вроде бы и есть,но они не мои. Мне их навязали. Внешние границы не дают уверенности в себе. Только принятные изнутри. Иначе говоря, ребенок который не набивает шишки, который не участвует в уличных драках и т.д., ребенок, за которого родители решают все его конфликты со сверстниками — так и не сможет нащупать настоящих границ, которые единственно и дают уверенность в себе, и с которыми можно расти. (это Лишфиц — нет границ — нет уверенности. Нет гранииц — нет роста)
Классическая идея хасидизма Хабад — дихотомия между Б-жественной душой, которая «хочет служить Вс-вышнему, любить его и бояться его» и животной душой, которая хочет всяких нехороших и неправильных вещей В этой, кажется, безобидной, кажется, и столь широко известной фразе заключено тотальное насилие. Фактически мы говорим человеку, приходящему в Хабад: мы лучше тебя знаем, что ты хочешь! Мы знаем, что ты хочешь на самом деле! Мы залезли к тебе в кишки и в мозги (а также в штаны, извиняюсь), проанализировали все, что там есть, и пришли к выводу, что ты хочешь того-то и того-то. А то, что ты кричишь и сопротивляешься, что ты этого не хочешь — это твой йецер! Нужно рабоатть над битуль и иткашрут и все будет хорошо!