Йегуда Ифрах часто повторяет на своих уроках, что основной закон человеческих отношений - это "закон сохранения энергии". Та энергия, которую я излучаю - та же энергия возвращается ко мне.
Илан Арбель формулирует это как "верующий не заблуждается". То, во что человек верит - это то, что он видит. Начиная от "высоких" сфер - кто верит в Б-га - видит Его руку, кто нет - нет. Кто верит в Ребе и в игрот - это работает. Если не работает - значит не верит (речь идет о внутренней вере, а не о попытке что-то изображать на публику). И до "низких" сфер - человек, который "верит" что он (или окружающие) последняя сволочь, грешник, преступник и т.д., или же что его окружают сволочи, грешники и преступники - обязательно найдет подтверждение своим мыслям. Если найдет спосооб изменить ход своих мыслей (начиная с отношения к самому себе) - окружающий его мир может значительно измениться в лучшую сторону
Можно попытаться развить эту мысль. Человек, находящийся в депрессии, или настроенный на негатив - ему всегда будет не хватать энергии. А окружающие будут всегда "виноваты" в том, что не способны восполнить "черную энергетическую дыру" его сознания.
В принципе, ребенок - это в основном "потребитель" энергии. Взрослый - в общем - "производитель" энергии. "Свич" в сознании - от потребления к производству - это, кажется, основное отличие взрослого от ребенка. (что то в этом духе слышал от Авраама Лифшица).
Означает ли это что "взрослый" обречен лишь расходовать энергию и ничего не получает взамен? Отнюдь нет. "Соф а-това лаво" (энергия вернется к нему сама - идея Ифраха). Просто он не сосредотачивает свое сознание лишь на непосредственном получении
Лифшиц, кстати. на одной из своих лекций (ставил как то ссылку) предлагает весьма эффективную методику затыкания "энергетических дыр" - т.н. "правило коробки". Прошлое-будущее, материальное-духовное и т.д. должны быть разделены. Можно это интерпретировать как своего рода внутренний "запрет" на перетекание энергии из прошлого в настоящее, из будущего в настоящее, из прошлого в будущее и т.д.