Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

«…в какой-то момент пришло понимание того, что отступить перед страхом, перед угрозой — это значит встать перед лицом еще большей угрозы, чем сегодня. Если я сегодня сделаю вид, что не заметил оскорбительное замечание, не обозначу свое наличие, участие, место, то завтра это станет нормой, а послезавтра у меня не хватит смелости поднять глаза.»
Разум (Авраам — Ав-рам, мужское начало) — не нуждается в личностном Б-ге. Разум поднимается до Арих Анпин, до безличностного Б-га. Но тело (Сара, женское начало) — нуждается именно в личностном Б-ге (Зеер Анпин, Кадош Барух Гу). Не случайно образ народа Израиля в этой личностной модели — именно как женщина по отношению к мужчине. Рав Кук говорит (см цитату в уроке) что не пройдя этапа личностной веры, человек не способен приобрести сосуды для безличностной веры. (отсюда: http://jewish-education.info/yehuda-yifrah/740728-1/)
Одна из важных тем урока (иврит http://jewish-education.info/yehuda-yifrah/740728-1/) — соотношение мужественности и женственности, силы и слабости, как внутри мужчины, так и внутри женщины Что-то вроде «силы слабости». Можно сказать, что только сильный может позволить себе быть слабым. Внутренняя сила, уверенность в себе, уверенность в том, что «я в порядке» — это то, что позволяет мужчине быть слабым. Тот, кто не может быть слабым -не сможет быть и сильным. Причина та же — отсутствие внутреннего стержня личности. «Потеря себя» в острых ситуациях. Хазаль заметили это и сказали, что «милосердный к жестоким будет жестоким к милосердным» — в сущности, это то же самое. Милосердие к жестоким имеет корнем неуверенность в себе. Возможно, скрытое желание быть таким же жестоким как они (как известно, как раз неуверенные в себе люди бывают крайне, бессмысленно жестокими, в отличие от уверенных в себе, жестокость которых, даже когда она необходима, соразмерна и обдуманна)
С утра жена говорит: слушай, все равно газом пахнет. Мы думали, что дело в трубке, вроде затянули покрепче и все. Ладно, позвонил в пазгаз. Приехал мастер — в течение часа. Говорит, у вас подводка к плите почти что рассыпалась. Типа, вовремя вызвали А мы уже год как платим какие то нереальные суммы за газ, притом, что почти им не пользуемся. В общем, бывает такая утечка газа — из-за подвоки А может, от экономики, которой моем плиту перед Песах **** על הבוקר אשתי אמרה לי — אני מרגישה ריח של גז. טוב. הרמתי טל’ לפזגז. הגיעו תוך שעה. הטכנאי אמר: טוב שקראתם לטכנאי. החיבור שלכם לכיריים כמעט ונהרס. כמובן שלקח כסף על החלפה.
Люди делятся на программистов и пользователей. Для пользователей Тора это данность а Б-г — личность. Для программистов Тора это язык, мир это среда исполнения, а Б-г — отражающая зеркальная поверхность
Изучаем Magento Go ** Почему Magento использует factory methods? Поскольку это позволяет «переписывать» классы в конфигурации локальных/community модулей Что то вроде Cm_RedisSession_Model_Session (из Fundamentals of Magento Development)
Примерно год назад я услышал о теории «радикального прощения». Достаточно необычная теория (и практика), утверждающая, что прощение — это акт своего рода энергетической «развязки». Простить — означает освободиться. Похоже, что эта идея сегодня — одна из основных идей современной психологии. Мы идем по жизни полные обид. Обиженные на самих себя — за то, что не оправдали собственных ожиданий. Обиженные на своих родителей, которые не дали нам того, что, по нашему пониманию, они должны были нам дать. Обиженные на своих учителей, на свою религию, обиженные на Вс-вышнего, который почему то ведет себя с нами не так, как мы думаем, должен был бы себя вести. Наверное, почти каждый из нас тянет за собой по жизни такой хвост неразрешенных обид.
По следам нашего диспута с уважаемым Зеевом Мешковым: Простых решений нет. Простых ответов не существует. Наши предки были не глупее нас, когда они на х..р послали весь этот иудаизм. Сегодня мы должны понять не только тшуву, но также и то, что движило нашими предками («маамар а-дор»). И собрать это все вместе. А не пудрить мозги вечными и бесконечными и не работающими истинами, не важно какого колера — хабадского, миснагидского, вязаных кип, светского и т.д. Сегодняшний иудаизм отличается от того, что был 100 лет назад. Рав Кук сегодня говорит что-то новое. Рабби Нахман тоже очень активно участвует в современных духовных поисках. И т.д. И сегодня тоже есть учителя. «Цадиким, которых никто не знает». Начиная от недавно ушедших рава Шагара и рава Фрумана, продолжая равом Шерло, равом Гинзбургом — представляющим интереснейший сплав дати-леуми и хасидута и т.д. И есть еще. Есть ребе из Комарна (у которого учился Ифрах). Есть (сам не встречался, но общался с одним из его учеников) рав Моргенштерн. Есть рав Яаков Адас (Ифрах рассказывает, что учился у него тоже). Есть совершенно потрясающий Одея Цуриели — из ближайших учеников рава Шагара зацаль. Есть, наверное, еще. Говорю о тех, с кем довелось общаться лично. И сегодня тоже есть живой иудаизм, а не унылое повторение зазубренных в детстве банальных истин. Для меня несомненно, что один из мощнейших центров этого нового иудаизма, иудаизма Эрец Исраэль — находится в Гуш Эционе. Рав Шагар (ешива Сиах Ицхак в Эфрате), рав Фруман, Отниэль — это все Гуш Эцион. Рав Порат, недавно умерший — тоже Гуш Эцион. Бат Аин — детище рава Гинзбурга — тоже Гуш Эцион. Гуш и «холмы» — это место, где рождается новый, совеременный, настоящий израильский иудаизм (последнюю фразу прочитал у Йегуды Ифраха).
Почему-то у некоторых уважаемых русских «кирувников» (я уже не в первый раз замечаю, но каждый раз это больно сознавать) за долгие годы профессионального занятия «кирувом» населения, кажется, напрочь атрофируются такие качества как способность мыслить, способность услышать точку зрения оппонента, способность скорректировать собственную точку зрения. Я уже не говорю про такие «вторичные» понятия как совесть, интеллектуальная честность, умение вести дискуссию и т.д. Вместо этого — выступает какая то непонятная заносчивость, злобность, обиженность на весь белый свет, упрямо не желающий подчиняться «единственной правильной» теории, объясняющей все и вся (как правило надерганной из цитат этим самым «кирувником»).
Я, в общем то, не любитель обсуждения темы «где был Б-г во время Катастрофы», и особенно, рассуждений на тему, что Катастрофа была «наказанием» за те или иные грехи. (В зависимости от того, кого спросить — харейди скажет, что это за то, что оставили Тору. Циони скажет, за то, что не хотели ехать в Эрец). Однако в последнее время один уважаемый деятель русского кирува буквально уже задолбал всех обсессивным цитированием одной и той же книги, где он нашел вожделенное «доказательство» того, что Шоа — это наказание за нежелание ехать в Эрец.
Вспомнил майсу, слышанную от рава Глуховского. Его дед — живший в США — был достаточно про-сионистски настроенным. И когда в США приехал с визитом рав Кук — пошел к нему на прием, чтобы выяснить, следует ли ему ехать в Эрец. Исраэль. Рассказывает рав Глуховский, что рав Кук спросил: «ты женат»? — «да». Сколько у тебя детей? — Пятеро. Есть у тебя парнаса, специальность? — Нет. Тогда, скаазл рав Кук, тебе не следует ехать в Эрец Исраэль… Ибо, заповедь йишув а-арец, этого когда ты сам зарабатываешь себе на жизнь, находясь в Эрец Исрэаль.
Читал в праздник биографию рава Горена. Честно, был немало удивлен. Удивительная личность. В 1925 году вместе с родителями, Гурскими хасидами, приехал в Кфар Хасидим. Два года жил в кфаре, был «главарем банды», успешным наездником и пастухом. Поскольку все по очереди болели малярией, и не было никакой почти учебы — мать настояла переехать в Иерусалим. Переехали в Иерусалим — и в нем проснулась страсть к учебе. Лет в 11 он перешагнул через четыре класса, в 12 лет за ним «охотились» лучшие ешивы Эрец. Он решил, что будет учиться только в ешиве Хеврон (сразу после погромов 29 года). В ешиве Хеврон учились «старые бохрим» лет под тридцать и старше. Уговорил отца поехать на собеседование с рош йешива. Тот не хотел слушать. Парень уговорил его проэкзаменовать. После экзамена взяли с радостью. Рош Йешива сказал парню — я тебе рекомендую учить по 7 страниц Гемары в день — так чтобы за год проходить весь Шас. в 16 лет выпустил первую книгу. в 17 лет познакомился (и очень сблизился) с равом Куком и получил смиху. По собственным словам, был супер-упрямым. Отец свел знакомство с Бяликом, и какой то знакомый Бялика помог выпустить книгу, и потом предоставил молодому илую специальную синагогу для занятий. Сказал: купи все книги, которые тебе нужны для занятий…
Листал за шахрисом «сефер а-маамарим» — открылся известный маамар «Ки тиса» (по моему 5 том мелукот). Остановился на одном абзаце: «ибо грехи мои покрыли меня с головой» и объясняет Ребе, что «голова» — «рош а-нешама» — «глава души» — это «аhава тивъит» — «природная любовь». Обычно в хасидуте «природная любовь» означает природную любовь к Вс-вышнему (о чем подробно говорится в Тании) — понятие, в общем, достаточно абстрактное. Подумалось, что можно эту идею понять шире и глобальнее. «Глава души» — есть природная любовь. В хасидуте часто говорится, что душа есть «простой свет». Простой свет чего? Можно объяснить (идея Йегуды Ифраха) что наиболее общее выражение энергии души есть любовь.
А вот еще один вязано-кипный мечтатель. Алкоголь запретить. Молодежь из баров направить в театры — принудительно… Может еще запретить любовь? Секс (не всуе будь упомянуто)? Молодость? Риск? Гормоны? В общем, давайте запретим все, что угрожает жизни. И будем жить — около жизни. Офигеть.
«Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий, — писал Лебон. — Каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности». *** Фрейд, додумывая тезисы Лебона, писал в 1922 году в «Психологии масс и анализе человеческого «Я»»: «Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, от которых они не могут отказаться. Ирреальное всегда имеет у них преимущество перед реальным, несуществующее оказывает на них столь же сильное влияние, как и существующее».
Мы часто вспоминаем «исход из Египта». Куда реже вспоминается «вход в Египет» — хотя именно с этого начинается книга «Шмот» («Вот имена… которые пришли в Египет»). Почему это важно (и почему это неочевидно)? Исход из Египта, как известно, подобен рождению. Даже само слово «Мицраим» (Египет) напоминает слово «рэхэм» (материнское чрево). Однако, для того, чтобы было рождение, требуется сначала зачатие (если мы не хотим, конечно, идти по пути «непорочного зачатия», принятого в одной «конкурирующей» религии).
Говорили учителя наши, да будет благословенна память их: «Кто мудр — тот, кто учится от каждого человека». Ибо мудрый постигает себя и свои недостатки. А глупец — ищет недостатки у других людей, и не сознает собственных изъянов. Однако, каждый человек может познать себя, если он лишь захочет. И так пишет рабейну Там в своей книге «Сефер а-яшар», и это есть великое правило и великая основа. И это то, что говорится в Зогар в «Шаар ейхалот». Ибо есть в святости Храм оправдания, и напротив него есть в нечистоте Храм обвинения, и отличие их друг от друга — ибо в Храме оправдания — когда судят человека, ищут сначала оправдывающие его обстоятельства, и в случае сомнения трактуют в сторону оправдания.
«Всё проще. Всё гораздо проще. Просто, если кто-то когда-нибудь будет говорить, что хочет вас убить — поверьте ему. Не ищите объяснений, почему на самом деле он имеет в виду совсем другое, не рассказывайте друг другу, что это просто какая-то политика и другие игры. Просто поверьте. А дальше: можете — деритесь, не можете — бегите. Но главное — поверьте. Сразу…»
Тело и душа противоположны по своей природе. Основной инстинкт тела — выжить. Основной инстинкт души — самопожертвование. В этом тонком равновесии — если голос тела звучит слишком сильно — человек (или нация) превращаются в животное. Но если голос души (морали, высоких истин и т.д.) начинает заглушать голос тела — то человек (и нация) становятся на путь самоуничтожения и самоотрицания. Кто сказал, что это наша земля? Кто дал нам право на эту землю? Как народ, переживший Шоа, может угнетать чужой народ? — Все эти знакомые нам голоса — голоса нашей души, отрицающей самую суть нашего существования.
ברוך דיין אמת. השוויגער (אימא של אשתי) חווה בת אשר מגיט הלכה היום לעולמה בגיל 90. תהיה נפשה צרורה בצרור חיים. ========== Моя теща, Ева Оскаровна Магит, умерла сегодня в возрасте 90 лет. Да будет память ее благословенна. Была доблестная женщина, работала в родильном доме в Жуковском почти до 80 лет.