Листал за шахрисом "сефер а-маамарим" - открылся известный маамар "Ки тиса" (по моему 5 том мелукот).
Остановился на одном абзаце: "ибо грехи мои покрыли меня с головой" и объясняет Ребе, что "голова" - "рош а-нешама" - "глава души" - это "аhава тивъит" - "природная любовь".
Обычно в хасидуте "природная любовь" означает природную любовь к Вс-вышнему (о чем подробно говорится в Тании) - понятие, в общем, достаточно абстрактное.
Подумалось, что можно эту идею понять шире и глобальнее. "Глава души" - есть природная любовь. В хасидуте часто говорится, что душа есть "простой свет". Простой свет чего? Можно объяснить (идея Йегуды Ифраха) что наиболее общее выражение энергии души есть любовь.
Свет души есть любовь. Глава души есть любовь. Глобальная, всеобъемлющая любовь - к Творению, к Творцу, к людям, к каждому человеку. Дети полны любви. Ребенок полон любви. Ребенок заряжен любовью и радостью. Не потому, что выучил это в хасидут - просто потому что это простая и основная энергия души.
Что происходит дальше? "Грехи мои покрыли меня с головой". Погружаясь в этот мир все глубже и глубже - мы увеличиваем в соблюдении заповедей, в учебе и добрых делах. Зачастую теряя при этом ту первичную энергию природной любви. которая есть основа всего. Которая называется "глава души". Заповеди, не наполненные любовью - пусты, в сущности. Изучение Торы, не наполненное любовью - пусто, по своей сути.
"Чем поднимется рог Израиля?" - ответил ему - "с помощью Ки тисо". Можно понять из маамара, что помощь ближнему, заповедь цдаки - это то, что поднимает "рог" и "главу" души человека. Человек, ощущающий, что жизнь потеряла смысл и вкус - наверное, самое лучшее, что он может сделать - это направить свою энергию на помощь окружающим его людям. И эта "цдака" поднимет его собственную душу, вернет ей энергию природной любви, которую она потеряла по дороге жизни