Говорили учителя наши, да будет благословенна память их: "Кто мудр - тот, кто учится от каждого человека". Ибо мудрый постигает себя и свои недостатки. А глупец - ищет недостатки у других людей, и не сознает собственных изъянов.
Однако, каждый человек может познать себя, если он лишь захочет. И так пишет рабейну Там в своей книге "Сефер а-яшар", и это есть великое правило и великая основа. И это то, что говорится в Зогар в "Шаар ейхалот".
Ибо есть в святости Храм оправдания, и напротив него есть в нечистоте Храм обвинения, и отличие их друг от друга - ибо в Храме оправдания - когда судят человека, ищут сначала оправдывающие его обстоятельства, и в случае сомнения трактуют в сторону оправдания.
Однако в Храме обвинения все наоборот, начинают с обвинения.
И таким образом человвек способен познать себя, и узнать, на какой ступени он находится. Если он оправдывает каждого челвовека - то он находится в святости. А если он обвиняет - то он находится в нечистых оболочках, где находится храм обвинения, где ищут вину каждого человека.
(Баал Шем Тов на Тору, гл. Кдошим)