Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(по мотивам вчерашнего урока Йегуды Ифраха)

(по мотивам вчерашнего урока Йегуды Ифраха) «Шаул был подобен годовалому ребенку» — безгрешен, как годовалый ребенок. Так объясняет Раши. Я думаю, что в этом стихе заключается вся суть того, что произошло далее с Шаулом. «Годовалый ребенок» — внешне выглядящий как праведник, но внутри — годовалый ребенок. Все дальнейшее определяется этим внутренним возрастом Шаула. Он не способен поднять меч на Агага — ребенок боится крови. Он не способен дождаться пророка Шмуэля — ребенку невтерпеж. Он вырезает целый город коэнов — ни за что. У ребенка нет пропорций, нет морали, есть куча фобий и достаточно одного грамотного советника, чтобы делать с ним что хош. В конце наступает неизбежный коллапс личности, Шаул впадает в глубокую депрессию, из которой его выводит лишь скрипка Давида. В припадке он пытается убить Давида, оскорбляет собственного сына и т.д. В конце — героическая гибель — закономерный финал царя, так и не сумевшего стать настоящим царем. Есть такие цадиким — внешне это не просто цадик — это супер цадик! Битуль, анава, пришут — все при нем! Или это не битуль, и не анава, и не пришут? А куча психических проблем? А может это комплексы? А может он, этот «цадик» убегает в каббалу от себя самого? А может там еще не дай Б-г какие проблемы? Разве может такое прийти в голову — о цадике? Упаси Б-же! Рабби Нахман говорит (Ликутей галахот гилхот тфилин галаха 6), бывает. Бывает и такое. Бывает битуль, который не битуль. Битуль, который, в сущности, коллапс личности. Настоящий битуль — это поток жизни. Фальшивый битуль — это коллапс и паралич личности. Где видно отличие? Когда требуется действовать. Фальшивый битуль, когда нужно проявить твердость — он не способен на твердость и дерзость. Ибо у него не осталось жизненной энергии. Он «убил ее постом». Настоящий битуль легко трансформируется в «дерзость святости» как это было у Шмуэля и у Мордехая. Йехи а-эвдель а-катан! Пурим самеах!