(по мотивам вчерашнего урока Йегуды Ифраха)
(по мотивам вчерашнего урока Йегуды Ифраха)
«Шаул был подобен годовалому ребенку» — безгрешен, как годовалый ребенок. Так объясняет Раши.
Я думаю, что в этом стихе заключается вся суть того, что произошло далее с Шаулом.
«Годовалый ребенок» — внешне выглядящий как праведник, но внутри — годовалый ребенок.
Все дальнейшее определяется этим внутренним возрастом Шаула.
Он не способен поднять меч на Агага — ребенок боится крови.
Он не способен дождаться пророка Шмуэля — ребенку невтерпеж.
Он вырезает целый город коэнов — ни за что. У ребенка нет пропорций, нет морали, есть куча фобий и достаточно одного грамотного советника, чтобы делать с ним что хош.
В конце наступает неизбежный коллапс личности, Шаул впадает в глубокую депрессию, из которой его выводит лишь скрипка Давида. В припадке он пытается убить Давида, оскорбляет собственного сына и т.д.
В конце — героическая гибель — закономерный финал царя, так и не сумевшего стать настоящим царем.
Есть такие цадиким — внешне это не просто цадик — это супер цадик! Битуль, анава, пришут — все при нем!
Или это не битуль, и не анава, и не пришут? А куча психических проблем? А может это комплексы? А может он, этот «цадик» убегает в каббалу от себя самого? А может там еще не дай Б-г какие проблемы?
Разве может такое прийти в голову — о цадике? Упаси Б-же!
Рабби Нахман говорит (Ликутей галахот гилхот тфилин галаха 6), бывает. Бывает и такое. Бывает битуль, который не битуль. Битуль, который, в сущности, коллапс личности. Настоящий битуль — это поток жизни. Фальшивый битуль — это коллапс и паралич личности.
Где видно отличие? Когда требуется действовать. Фальшивый битуль, когда нужно проявить твердость — он не способен на твердость и дерзость. Ибо у него не осталось жизненной энергии. Он «убил ее постом».
Настоящий битуль легко трансформируется в «дерзость святости» как это было у Шмуэля и у Мордехая.
Йехи а-эвдель а-катан!
Пурим самеах!