В субботу один общий знакомый передал привет от Лазара. Не скрою, было приятно услышать.
Навело на интересные размышления: я всегда считал (и считаю до сих пор) что в Хабаде были и есть два измерения, отличных друг от друга диаметрально: внешнее и внутреннее.
На внешнем измерении - есть много денег, политики, власти, какие то безумные лозунги, бесконечные "да здравствует" и "за победу" и проч.
А внутри - все тихо, и никакой шум извне туда не достигает, и отношения между людьми строятся совсем иначе.
Я очень хорошо помню какой то случайный разговор между мной и Моншайном - еще в Москве. Смысл разговора был в том, что на самом деле мы все понимаем, что шлихут - это делать баалей тшува. А из Брянска приезжают баалей тшува (не так уже и много, если честно), и это перекрывает все недостатки в других областях.
Осталась мысль - что тот же Моншайн (и наверное, в еще большей степени Лазар, и то же, кажется, можно сказать про Глуховского) совершенно сознательно живут в двух измерениях. Внешнее измерение - где они играют по правилам той грязной игры, которая называется "реальной политикой". И внутренее - которое раскрывается лишь изредка, совершенно случайно и неожиданно. И ты понимаешь, что внутри все иначе. Что вся эта внешняя мишура совершенно не занимает места внутри.
Понятно,что сам этот разрыв между внешним и внутренним весьма проблематичен. Но сам факт того, что это внутренний свет продолжает светить несмотря на все "олимпиады", сочи, путины, "открытые письма" и проч. - внушает надежду, что когда-нибудь "источники распространятся наружу" такжке внутри каждого из нас.
Другая проблема - еще более серьезная - что ученики, как правило, видят только внешнюю сторону, зачастую не догадываясь о существовании чего-то более глубокого и значимого. Тора говорит, что берет 40 лет (в лучшем случае) пока ученик начинает понимать, что слова учителя - это еще не весь учитель. Что есть что-то более глубокое. Тогда заканчивается одно поколение, и начинается другое.