Суббота «Мишпатим»
28 швата 5763 года
31/1/2003
О СВОБОДЕ И ПРОКОЛОТОМ УХЕ
Много всякого говорят о религиозных. К примеру, однажды в автобусе две пожилые олимки на редком в наши дни рафинированном петербургском-русском перемывали косточки досам, которые не ходят в армию. Дело привычное, я не стал огрызаться, но они сами стали обсуждать меня, как яркого представителя враждебного племени. И все бы ничего, если бы не такая мелочь: моя неприлично длинная и неприлично рыжая борода ниспадала на армейскую гимнастерку, а ехал я в отпуск из Кциёт (2 км. от Египта, северный край Синая). Но люди тем-то и отличаются от животных, что слух и зрение у них весьма селективно.
Самая, пожалуй, распространенная сказка о религиозных такова: слабые люди нуждаются в утешении, надежде, а особенно в том, чтобы за них решали. Люди с рабской психологией сбиваются в робкие стада - это и есть религиозные общины. Надо заметить, выдумка эта родилась не на еврейской улице, не в современном Израиле. Идея старая, психологически объяснимая: всякому атеисту хочется объяснить свой выбор не духовной поверхностностью, а свободолюбием.
Тора - не только Закон Жизни (Торат Хаим), но и закон свободы. Начало Израиля как народа лежит там, где кончается рабство. Тора говорит:
«А если скажет раб: я люблю своего хозяина, свою жену и своих детей - не выйду на свободу! Его хозяин приведет его к судьям, и подведут его к двери или к мезузе, и проколет хозяин ему ухо и станет его рабом навсегда».
Нет в еврейском языке ругательства более крепкого (хотя и вполне цензурного), чем эвед нирца - раб (с) проколотым (ухом). Раб, пренебрегший свободой, любящий хозяина, любящий сытое рабство, - нет человека ниже, презреннее.
Раби Шимон сын Раби (раби Йегуды гa-Наси) удивляется: почему еврейского раба, отказывающегося выйти из рабства, подводят именно к дверям и мезузе? И отвечает - дверь и мезуза были свидетелями чуда в Египте, когда в заслугу того, что евреи смазали косяки дверей кровью пасхальной жертвы, не боясь египтян, Всевышний миновал (пасах на иврите) их двери и вывел евреев из рабства на свободу, сказав: «Мне сыновья Израиля рабы», а не рабы рабов.
Раби Йоханан бен Закай, спрашивает, в чем провинилось именно ухо.
Еврей, слышавший на горе Синай: «Мне сыновья Израиля рабы», (а не рабы рабов) и «Пусть не будет у тебя других богов», и при этом все-таки предпочетший ярмо другого человека прямой власти Всевышнего заслуживает, чтобы прокололи его ухо!
Может быть, именно в этом и заключается судьбоносная ошибка тех, кто выбирает неверие из искреннего свободолюбия (это отнюдь не большинство атеистов): человек стоит не перед воображаемым выбором: быть свободным или рабом.
Он может выбрать только между признанием над собой власти Всевышнего или власти людей.