Канун праздника
Шмини Ацерет и Симхат Тора
21 тишрей 5763 года
27/9/2002
ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ
Странная история с этими ивовыми ветвями!
Начинается все с известного, даже тривиального расклада: четыре растения, у одного (этрог) - отличные вкус и запах, другие могут похвастаться только одним их этих свойств: мирт - запахом, лулав - вкусом.
А ивовые ветви скромно присоединяются «за компанию» - ни вкуса, ни запаха. И аллегория тоже всем известна: Тора и заповеди, весь Израиль вместе.
Этроги - праведники, гадасы и лулавы - обладатели Торы без добрых дел или добрых дел без Торы. И снова, за компанию, чтобы не оставить «за бортом» - ивовые прутья, простые и невежественные, без особых заслуг.
И все-то в этой трактовке хорошо и ладно, да только к концу праздников происходит нечто странное. Ребе из Гур (Гура-Калавария, Польша), «Сфат Эмэт» обратил на это внимание первым.
Вспомним все по порядку: после Йом-Кипура, а часто и задолго до него, отправляется еврей за четырьмя растениями. Сто лавок и десять базаров обойдет, сотни долларов отдаст, но добудет лучший этрог, прямейший лулав и наисимметричнейший лулав (для придирчивых геометров - центральносимметричный в сечении).
А как же арава - ива? Да никак. Купит за три грошика накануне праздника. Да и в праздничные дни не станет следить за несчастными прутьями как следит за миртом и лулавом или, тем более этрогом. Только если уж совсем осыпятся листки или плесенью покроются, придется купить новые. И снова - за три грошика.
Все сказанное, кажется, подтверждает естественную иерархию четырех растений, а в аллегорическом понимании - иерархию евреев в едином пучке Израиля.
Но вот, праздник Суккот кончается, а с ним кончается и Небесный Суд.
В Рош-га-Шана вынесен приговор, В Йом-Кипур скреплен Высочайшей печатью, но до Гошана-Раба отложен на кассацию. В последний же день праздничных буден, в день последней надежды на милосердие Судьи, приходят евреи в синагогу, бережно неся в руках пять...
Нет, не пять этрогов, не пять миртовых ветвей и не пять лулавов. Они несут грошовые ивовые ветви. Без запаха, без вкуса, несимметричные, кривые, шершавые. Правда, ритуал состоит в довольно беспощадном «мордовании» этих веток. Но все же, остается вопрос: почему на последнее заседание суда не приглашены все четыре растения или, по крайней мере «плод дерева великолепного», благороднейший этрог? «Сфат Эмэт» объясняет это так: Хороший адвокат до последней минуты суда, как иллюзионист, держит лучшую карту в рукаве или кролика в цилиндре. Лучший из аргументов - последний аргумент.
На ежегодном осеннем судебном процессе мы предъявляем Судье разные вещественные доказательства и произносим разные речи в собственную защиту. Тут-то все и выкладывается на стол: Тора, добрые дела, заслуги отцов, древние обетования, заветы, союзы. Точнее, почти все пущено в ход. Но последний аргумент ждет своего часа, ждет Гошана-Раба. От всего может судья отмахнуться. все аргументы опровергнуть и отклонить. Только не этот, последний, простой, пронзительный: посмотри, Судья Праведный, на наши битые, в прах поверженные ивовые прутья. На простых неученых и даже к заповедям не приученных евреев.
Ты не растил их в ешивах вместе с благоуханными этрогами. Даже миртам и лулавам они не компания. Но когда бьют нас за Имя Твое, когда приходит минута выбора: быть евреем или уйти в вечную тень, раствориться в море народов, - ивовые прутья народа Твоего во все времена выбирали мучения и смерть, отвергая спасение вдали от Тебя и от народа Твоего.
Исход Суда предрешен. А потому и венчает праздники веселый день Симхат-Тора. И это, если вдуматься, праздник ивовых ветвей: ведь в Симхат-Тора не раскрывают свитки Торы, чтобы изучать их текст. Будь так, неученый еврей не смог бы праздновать с нами. А плясать все могут, а ивовые прутья и подавно, лучше нас с вами!