Суббота «Лех-Леха»
12 хешван 5763 года
18/10/2002
ОСЕННИЙ РАЗГОВОР
Сам видел, сам слышал. Если бы эту историю писал Шолом-Алейхем, персонажи наверняка обменялись бы ролями: молодая мама была бы научно подкованной и прогрессивной, а седая бабушка - религиозной и темной.
Но времена меняются, в нашем рассказе все наоборот. По Иерусалимскому району Рамот идет типичная еврейская семья из России: девочка «почемучного» возраста, ее мама и бабушка. Впрочем, семья не вполне типичная: на маме парик, знак принадлежности к ортодоксальному еврейству.
Осень, ветер гонит по земле красно-желтые листья, на деревьях тоже почти не осталось зеленых пятен.
- А почему листики красные? - вопрошает кроха на том удивительном русском, который достаточно чист («сохраним русский в семье!»), но уже окрашен акцентом и скоро вовсе выйдет из употребления.
Мама и бабушка отвечают хором и это делает разницу в ответах особенно заметной:
Мама (голосом странствующего проповедника конца XIX века): «Потому что Всевышний заботится о каждом листке и осенью меняет летние цвета на зимние».
Бабушка (голосом ботанички 30-х годов прошлого века): «Чтобы пережить зиму, деревьям нужны большие запасы азота, крахмала и белка. Летом это дает хлорофилл, он окрашивает листья в зеленый цвет. Осенью он распадается и в листьях остаются только желтые и красные вещества — ксантофилл и каротин».
Кто прав? Об этом - далее, а пока скажу одно: дитя жалко! Не даром диссонирующим хором звучат мама и бабушка. На фоне иерусалимской короткой осени разыгрывается великая трагикомедия нашего времени: диалог глухонемых. По ошибке его нарекли конфликтом науки и религии. А ведь два взаимоисключающих ответа в равной степени неполны.
Мне, случайному свидетелю разговора, так и хотелось спросить у мамы: «А как именно Всевышний красит листья? Покупает ли Он краску в «Тамбуре» или у Него есть свои, специальные? не называются ли они, случайно ксантофиллом и каротином?»
А у бабушки хотелось спросить: «А каким образом приводится в действие механизм разложения хлорофилла и не обусловлен ли он сложной, многофакторной связью всех процессов в природе? А если да, связан, то не называется ли эта великая связь всего со всем «волей Всевышнего»?
Но не спросил, воспитание не позволило. А жаль. Ведь каждый остался доволен собой и глух к словам другого. И никогда они не узнают, что вовсе и не спорили, а просто говорили о разных аспектах одного и того же процесса.
Есть средневековая притча, которую сохранили и рассказывают бухарские евреи. Четыре путника: перс, грек, араб и турок, нашли монетку. Слишком мала она была, чтобы делить на всех. Решили купить угощение послаще. Вот только не могли договориться: перс хотел купить ангур, грек - стафил, араб - эйнаб, а турок - узюм. Спор наверняка кончился бы мордобоем, если бы прохожий полиглот не купил им виноград (он же ангур, стафил, эйнаб, и узюм).
Одно из важнейших свойств человека образованного и интеллигентного - широта взглядов и универсализм. Но эпоха энциклопедистов давно миновала и люди (даже настоящие интеллектуалы) все чаще спорят не о сути, а о терминологии, спорят о несовместимости узюма и ангура.
Глава «Лех-леха» начинает рассказ о первом богоискателе Аврааме, нашем праотце. Его великое мировоззренческое открытие состояло в том, что все в мире взаимосвязано и едино.
Он не только открыл Единого Творца, но и осознал единство мира.
Собственно, ошибаются те, кто считает его основателем монотеизма. Монотеистом был и Адам. Авраам сказал человечеству: нет в мире места хаосу случайных сил. Природа бесконечно сложна, но иерархична и подчинена единому порядку и Единому Творцу.
Он красит листья осенью, макая кисть в склянки с ксантофиллом и каротином, смешивая их на палитре, где еще свежи следы хлорофилла. «Как многочисленны деяния Твои, Господи! Всё в мудрости сотворил Ты, полон мир творениями Твоими».