Микейц
1 тейвес 5763 года
6 декабря 2002
ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ
Совсем этот редактор разум потерял! Весь народ празднует Ха-нуку, давнюю победу над эллинами и эллинистами, а тут - заголовок в будущем времени: победа-де только будет за нами.
Успокойтесь, речь не пойдет о пересмотре истории. Но вернуться к ней еще раз - не помешает.
Итак, Мататиягу и пятеро его сыновей одержали победу. Шимон унаследовал благословение отца, не дожившего до праздника, Иегуда оказался талантливым полководцем. Зажглась Храмовая Менора, чудом горевшая восемь дней, пока не приготовили чистое масло. До сих пор - прописи, известные каждому, прошедшему начальную еврейскую подготовку в Сохнуте и ему подобных учреждениях. Далее история замолкает и звенят праздничные песни. Позвольте перевернуть с вами еще несколько страниц учебника.
Умер Антиох Эпифан, в Сирии правил Лиссий и опекаемый им малолетний Антиох Эвпатер, вскоре оба были убиты повстанцами. На трон взошел Деметрий, племянник Антиоха Эпифана. Евреи-эллинисты передали первосвященство эллинисту Эльякиму. Они, при поддержке войск Бакхида захватили Иерусалим. А Иегуду и его братьев вышвырнули из города и из Храма.
Снова началась война против эллинистов, она шла с переменным успехом. На волне побед Иегуду вернулся в Иерусалим, но он уже не был уверен в своей победе и будущем народа и страны. Это привело его к решению заключить договор с Римом. Армия Деметрия под командованием Бакхида выступила на Иерусалим, пытаясь ликвидировать последствия этого договора. Иегуда был убит в бою. Власть перешла к его братьям, сначала к Йонатану (заключившему мир с кровавым врагом евреев Бакхидом), а затем к Шимону (которого изначально Мататиягу назначил своим приемником).
Антиох Сидет прибег к хитрости. Он подкупил одного из родственников Шимона, эллиниста Птолемея, и тот убил последнего из Хасмонеев. Но их род продолжал править, со временем совершенно эллинизировавшись. Уже сын Шимона и его приемник Йоханан Гиркан, прожив долгую праведную жизнь, в последние годы своего правления склонился к эллинизму.
Что же осталось от победы и в честь чего празднуется Ханука?
Два эти вопроса не случайно стоят рядом. Во-первых, следует понять и усвоить, что Ханука не является военным или, если хотите, «национально-освободительным» праздником.
Слишком быстро победа сменилась поражением (два года - так мало в масштабе истории). Слишком скоро власть Сирии была добровольно заменена на власть Рима.
Итак, традиция не связывает праздник с военным успехом (или, по крайней мере, не считает его важнейшим аспектом праздника).
Но мало, мне кажется, расставить акценты и понять, что победой можно считать только духовный успех, сохранение иудаизма.
Дело в том, что ассимиляция (в те дни сказали бы «эллинизация») нисколько не отошла в прошлое и продолжает быть первым по силе фактором разрушения еврейства и уничтожения еврейского народа. Даже проклятый арабский террор не уносит столько еврейских жизней, сколько ассимиляция.
И так же, как в истории с Хасмонеями, семьи величайших борцов с ассимиляцией порой всего два поколения спустя могут превратиться в гнезда эллинизма.
А теперь вернемся к странному заголовку. Война, действительно, далека от завершения. Борьба иудеев с эллинистами формы и идет с переменным успехом. Каждое событие в нашем прошлом и настоящем - эпизод в этой борьбе. Выбирая школу для детей, участвуя в выборах, покупая книги мы неизбежно делаем выбор между эллинизмом и иудаизмом; Если не забудем об этом - победа будет за нами.