Йосеф и братья

15 тевета 5763 года

20/12/2002

ЙОСЕФ И БРАТЬЯ

У нас не принято говорить о грехах. Оставь зло и твори добро. Да и само понятие «грех» передается словом хет, которое точнее было бы перевести как промах. Человек не столько совершает преступление перед Всевышним (хотя и эта компонента немаловажна), сколько обделяет себя, стреляет мимо цели.

Поэтому Тора куда больше говорит об исправлении греха, нежели о наказании за него. Рамбам, описывая путь исправления различает четыре этапа:

1. Согрешивший осознает и признает свою неправоту.

2. Он испытывает чувство вины и раскаяния.

3. Он практически исправляет последствия, возмещая ущерб.

4. Снова оказавшись в ситуации, делающей грех возможным, он поступает иначе, чем прежде. Этот последний этап не только сложнее предыдущих, он и только он расставляет точки над «i», определяя, было ли раскаяние искренним и полным.

В этом более всего отличается еврейский подход от христианского («покайся - согреши - покайся», «не согрешишь - не покаешься»). Единственный критерий истинности раскаяния состоит в том, что, оказавшись у порога греха, человек не переступит его снова. Подход этот столь строг, что важно проверить, насколько прошлая ситуация, в которой человек согрешил, повторится в точности и грех не будет совершено вновь. К примеру, если развратник, раскаявшись, не возвращается больше к грехам прошлого, но не только в силу раскаяния, но и потому, что с физиологической точки зрения он уже не способен к этому - его раскаяние не может быть признано полным, во всяком случае, он не может пройти испытание четвертым этапом тшувы.

Почему Йосеф так жесток с братьями? Неужели он мстит за то, что они сделали с ним в юности? Разумеется, совершилось великое злодейство, но неужели праведник мстит?!

Йосеф провел братьев сквозь все этапы раскаяния, искусственно ставя их в ситуации «по Рамбаму». Самому ему этот длинный спектакль дался с немалым трудом, не раз он был готов сломаться и дать волю чувствам: "И Йосеф хотел плакать, и ушел он в другую комнату, и плакал там, и умыл лицо свое, и сдержался". И ему, и братьям было бы проще просто обняться и забыть о прошлом. Но забыть о прошлом, не исправив его, говорят психологи, значит увековечить прошлое, остаться в нем навсегда.

Йосеф последовательно ставит братьев в ситуации, в которых они проходят все четыре стадии раскаяния: вспоминают о своем грехе, и признают вину, страдают. Но как ввести их в четвертые врата?! Как вернуть их в тот страшный день, когда они едва не решили убить брата, бросили его в яму, продали в рабство? Как узнать, каким будет их поведение, если ситуация повторится?

И вот Йосеф вызывает в Египет Биньямина, сына Рахели, баловня Яакова. Он сажает младшенького за отдельный почетный стол и угощает лучшими яствами - проснется ли зависть братьев?

Он выставляет Биньямина в глазах братьев вором, врагом. Младший брат оказывается в рабстве «поделом». Бросят ли его братья в эти минуты?

И тут раздается львиный рык Иеуды. Братья не оставят Биньямина «в яме». Преступление не повторится никогда. Они готовы дать бой всемогущему правителю Египта. Только теперь Йосеф может плакать, не скрывая слез.

И еще одна тема не может остаться за полями истории и братьях: хороших любить немудрено. Надо научиться любить таких братьев, которых и любить-то не за что. Вредных, гордых, склочных. Одетых в пестрые рубахи, избалованных, несущих «ворованные» кубки в суме. Только в свете иррациональной братской любви можно увидеть, что никакие они не плохие, наши любимые братья.

 

Запись опубликована в рубрике: .