Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Все оплачено

Суббота «Хаей Сара»

26 хешвана 5763 года

1/11/2002

ВСЕ ОПЛАЧЕНО

Великий остряк и не меньший мудрец Станислав Ежи Лец (наш человек) говорил: «Почему все уверены, что евреи богаты? Потому что только евреи за всё платят».

Это я о трогательной истории (читайте на обороте) о том, как Авраам покупал у Эфрона свою собственную землю.

«Сказал р. Юдан, сын р. Симона: ‘Это — одно из трех мест, о которых народы мира не могут сказать Израилю: они — чужое достояние, которое вы присвоили. Вот эти три места: пещера Махпела, Храмовая гора и гробница Йосефа в Шхеме. О пещере Махпела написано в Торе (Брейшит 23:16): «И понял Авраам Эфрона, и отвесил Авралам Эфрону серебро», о Храмовой горе — (Диврей а-Ямим 1,21:25): «И отдал Давид Арнону тут же, на месте, золотые шекели весом шестьсот», а о месте гробнице Йосефа — (Брейшит 33:19): «И купил он [Яаков] участок земли, на котором раскинул шатры свои, у сыновей Хамора, главы Шхема, за сто монет».

Знаете, есть такая детская игра (очень полезна для интеллектуального развития малышей): называют несколько предметов и спрашивают: что между ними общего?

Итак, три места в Эрец-Исраэль: пещера Махпела в Хевроне, гробница Йосефа в Шхеме, Храмовая гора в Иерусалиме.

Что общего?

1. Все три места куплены хозяевами земли — евреями — у пришельцев. Не отобраны, а куплены. Скажем, Авраам был слаб, чтобы отнять свое силой, скажем, Яаков был боязлив. Но Давид-то захватил (освободил) Иерусалим силой оружия, почему весь город взял войском, а Храмовую гору — купил?

2. Это три самых святых места на Святой Земле.

3. Они связаны древним путем, бывшим всегда центральной осью страны (сегодня — шоссе 60).

4. Столичные города. Да-да, не удивляйтесь. В Хевроне Давид был коронован и правил почти семь лет. Шхем был столицей колена Эфраима, доминировавшего в северном царстве. Иерусалим же в особых рекомендациях не нуждается.

Можно было бы продолжать перечисление, но перейдем к делу:

6. В полном противоречии, казалось бы, со словами р. Юдана (помните: три местах, «о которых народы мира не могут сказать Израилю: они — чужое достояние, которое вы присвоили») народы (и даже те, что откровенно захватывают чужие земли) делают нам ну-ну-ну в первую очередь именно за эти города.

Неужели р. Юдан ошибся? А может быть, мы неправильно его поняли?

Чтобы разобраться в этом, прочтем еще раз слова Авраама, обращенные к хетам.

«Пришелец и старожил я среди вас…».

Как же так? Пришелец или старожил? Раши говорит: «если хотите продать мне землю, то я готов купить ее как пришелец, а если нет, то я предъявляю права старожила и возьму землю по праву, ибо Всевышний сказал мне: «Твоему потомству дам Я эту землю»». О том и говорит р. Юдан: не народы мира он поучает и не от их имени дает обещание. Он говорит нам: мир — дело важное. Если можно купить не землю, но мирное право на владение ею — будьте готовы платить (как в Торе, установившей порядок: откупись — молись — воюй). Но если посмеют народы оспаривать наши права и после попыток осуществить их миром, мы не в праве идти на компромиссы: «народы мира не могут сказать Израилю: они — чужое достояние, которое вы присвоили…» Не могут сказать — не значит «не попытаются сказать». Не могут — потому что мы не станем слушать этот бред и согласовывать с ним свое поведение. Земля наша. По праву наследования, а если этого мало, по праву приобретения. По-еврейски, кстати, «дамим» означает не только «уплаченные деньги», но и «множество крови». И это тоже — цена земли.