Суббота «Хаей Сара»
26 хешвана 5763 года
1/11/2002
ВСЕ ОПЛАЧЕНО
Великий остряк и не меньший мудрец Станислав Ежи Лец (наш человек) говорил: «Почему все уверены, что евреи богаты? Потому что только евреи за всё платят».
Это я о трогательной истории (читайте на обороте) о том, как Авраам покупал у Эфрона свою собственную землю.
"Сказал р. Юдан, сын р. Симона: 'Это - одно из трех мест, о которых народы мира не могут сказать Израилю: они - чужое достояние, которое вы присвоили. Вот эти три места: пещера Махпела, Храмовая гора и гробница Йосефа в Шхеме. О пещере Махпела написано в Торе (Брейшит 23:16): "И понял Авраам Эфрона, и отвесил Авралам Эфрону серебро", о Храмовой горе - (Диврей а-Ямим 1,21:25): "И отдал Давид Арнону тут же, на месте, золотые шекели весом шестьсот", а о месте гробнице Йосефа - (Брейшит 33:19): "И купил он [Яаков] участок земли, на котором раскинул шатры свои, у сыновей Хамора, главы Шхема, за сто монет".
Знаете, есть такая детская игра (очень полезна для интеллектуального развития малышей): называют несколько предметов и спрашивают: что между ними общего?
Итак, три места в Эрец-Исраэль: пещера Махпела в Хевроне, гробница Йосефа в Шхеме, Храмовая гора в Иерусалиме.
Что общего?
1. Все три места куплены хозяевами земли - евреями - у пришельцев. Не отобраны, а куплены. Скажем, Авраам был слаб, чтобы отнять свое силой, скажем, Яаков был боязлив. Но Давид-то захватил (освободил) Иерусалим силой оружия, почему весь город взял войском, а Храмовую гору - купил?
2. Это три самых святых места на Святой Земле.
3. Они связаны древним путем, бывшим всегда центральной осью страны (сегодня - шоссе 60).
4. Столичные города. Да-да, не удивляйтесь. В Хевроне Давид был коронован и правил почти семь лет. Шхем был столицей колена Эфраима, доминировавшего в северном царстве. Иерусалим же в особых рекомендациях не нуждается.
Можно было бы продолжать перечисление, но перейдем к делу:
6. В полном противоречии, казалось бы, со словами р. Юдана (помните: три местах, "о которых народы мира не могут сказать Израилю: они - чужое достояние, которое вы присвоили") народы (и даже те, что откровенно захватывают чужие земли) делают нам ну-ну-ну в первую очередь именно за эти города.
Неужели р. Юдан ошибся? А может быть, мы неправильно его поняли?
Чтобы разобраться в этом, прочтем еще раз слова Авраама, обращенные к хетам.
«Пришелец и старожил я среди вас...».
Как же так? Пришелец или старожил? Раши говорит: «если хотите продать мне землю, то я готов купить ее как пришелец, а если нет, то я предъявляю права старожила и возьму землю по праву, ибо Всевышний сказал мне: "Твоему потомству дам Я эту землю"». О том и говорит р. Юдан: не народы мира он поучает и не от их имени дает обещание. Он говорит нам: мир - дело важное. Если можно купить не землю, но мирное право на владение ею - будьте готовы платить (как в Торе, установившей порядок: откупись - молись - воюй). Но если посмеют народы оспаривать наши права и после попыток осуществить их миром, мы не в праве идти на компромиссы: «народы мира не могут сказать Израилю: они - чужое достояние, которое вы присвоили...» Не могут сказать - не значит «не попытаются сказать». Не могут - потому что мы не станем слушать этот бред и согласовывать с ним свое поведение. Земля наша. По праву наследования, а если этого мало, по праву приобретения. По-еврейски, кстати, «дамим» означает не только «уплаченные деньги», но и «множество крови». И это тоже - цена земли.