Суббота «Трума»
5 адара алеф 5763 года
7/2/2003
ИЗРАИЛЬ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
Выборы позади. В этот раз мы остались в стороне и не публиковали материалы, связанные с выборами. Не потому, что нечего было сказать, а потому, что результаты были предрешены.
Выборы могут многое рассказать о стране. Во-первых, народ не большинством (а если сбросить со счета голоса арабов, то подавляющим большинством) поставил точку в авантюре Осло. Можно проверить с калькулятором, все партии, инициировавшие и поддерживавшие Осло, рассыпались в прах. Непосредственные "архитекторы" вышвырнуты из политики (хотя патриарх, кажется, непотопляем).
Номинально голоса сдвинулись вправо процентов на 20%. Правы те, кто говорит о победе правых. Но правы и те, кто говорит об обманчивости этой победы. Особенно точный анализ, как нам кажется, дал Б. Камянов. Он говорит о том, что результаты выборов нужно читать с поправкой: нынешний "Ликуд" стоит на позициях вчерашней "Аводы", нынешняя "Авода" - на позициях "Мереца". По настоящему правых партий не осталось.
Формально победили правые, фактически же победил аморфный центр. Тот самый центр, за которым нужен глаз да глаз. Выборы миновали и теперь надо сделать все возможное, чтобы не начались переговоры с палестинцами. Правые (условно) правительства особенно опасны, когда дело доходит до переговоров.
Второй вывод, который можно извлечь из минувших выборов: есть израильтяне, и их немало, которые ненавидят и боятся меня больше, чем арабских террористов. Они проголосовали не "за" определенную программу, а "против" религиозного еврейства. У этого грустного факта есть два аспекта: во-первых - индикация того дикого уровня разобщенности, которая царит в обществе.
Есть у меня несколько знакомых, голосовавших "Шинуй". С одной из них я говорил после выборов. Испытывая некоторую неловкость, она сказала: если бы все религиозные были как ты, я, разумеется, проголосовала иначе. Помолчала и добавила: если бы все были похожи на Шаю Гиссера, я бы тоже не проголосовала за "Шинуй". Помолчала еще и добавила: или на Изю Когана...
"А сколько религиозных ты знаешь лично?" - спросил я ее. "Троих: тебя, Гиссера и Изю", - ответила она.
За анекдотичностью этой истории нельзя не разглядеть подлинную, нешуточную проблему. Как может случиться, что израильтянка знакома с тремя, всего тремя религиозными евреями?
Так и хочется кулаком в грудь брякнуть: если нас ненавидят, мы сами виноваты. Но в последнюю минуту, когда кулак уже почти дробит ребра, вспоминается нечто родное, забытое. "Если нас, евреев, не любят, значит мы сами в этом виноваты", - убогий ритуальный монолог еврейского интеллигента-ассимилянта.
Да и обвинения, предъявляемые религиозному еврейству в Израиле удивительно похожи на те, что предъявляет евреям среднестатистичесий антисемит.
Так кто виноват, мы или они?
Баал-Шем-Тов научил нас удивительному психологическому правилу: если человек замечает в ближнем порок, он долен относиться к ближнему, как к зеркалу: то есть, искать замеченный порок в самом себе. Исходя из этого правила, В антисемитизме виноват антисемит, в ненависти к религиозным - тот, кто их ненавидит. Но Алтер Ребе добавил к этому правилу, что и в человеке-зеркале наверняка содержится порок. Следовательно, и нам есть, что в себе исправлять.
Так или иначе, и без поисков виноватого, нам ясно, что жить в обстановке отчуждения и неприязни невозможно. Вот только бороться с ненавистью нужно и можно единственным способом - умножением любви и добра.
"Тьму не разгоняют палкой. Немного света - и тьма рассеется", - говорят наши учителя.
Что ни говори, хорошие были выборы. Могло быть хуже.