Суббота «Бо»
7 швата 5763 года
10/1/2003
ЗНАКОМЫЙ ЗАДОР
Интересный анализ психологии правителей (и не только их) дает Раши, разбирая историю с упрямым фараоном. Всевышний говорит ему: "Отпусти народ Мой", - но тот раз за разом упрямится.
И тут Раши приводит притчу о двух врачах. Один лекарь говорит больному: не пей холодного, не лежи на сыром, - но больной не слушается. Другой дает в точности те же советы, но ссылается на прецеденты: такой-то пил холодное, такой-то лежал на сыром, - и смотри, чем это для них кончилось. Второго врача больной скорее послушается.
Как часто мы замечаем эту черту в наших детях-подростках. Как трудно убедить их в очевидном, заставить тепло одеваться в холодные дни, возвращаться домой в разумное время, делать уроки, не лезть в "истории".
Но кто мы и что мы в их глазах? Безнадежно отставшие от жизни "пережитки". Нет, они нас, разумеется, любят. Просто всерьез не принимают. И даже если, следуя притче Раши, мы ссылаемся на прецеденты, слова наши остаются для них докучливым жужжанием "предков".
На то они и подростки. По-еврейски эту пору в жизни человека называют ласково: "типеш-эсрэ" (что-то вроде "глупнадцатилетие").
Впрочем, только ли подростки таковы? Все, что говорят предки (на этот раз - без кавычек) встречает скептическую улыбку на устах потомков. Все эти ваши пережитки средневековья!
Оставьте нас в покое, мы сами все знаем.
Недавно я получил задорно-ругательное письмо от одного пенсионера, жителя Акко. Если передать идею предельно кратко, то она состоит в том, что евреем надо считать не по матери, а по кому угодно, вплоть до соседа. Это правильно, потому что так нас будет больше. А чем больше, тем, уверен он, лучше. Как в старом анекдоте: "Мы делаем человечество чище", - сказал ариец. "А мы делаем его чаще", - сказал китаец.
С такими письмами не стоит спорить. Обычно за ними стоит смесь хорошо усвоенного партийного словоблудия и вызывающей глубочайшее сочувствие личной трагедии (как правило такой дедушка - единственный еврей в своей семье). Горько за пишущего, а помочь нечем.
Но в этом письме была непредвиденная изюминка: автор писал "Б-г" с дефисом, да и вообще текст отдавал хорошо зазубренной религиозной терминологией. Автор не спрашивал, а утверждал: еврейство по матери, как и запрет на смешанные браки не приведен в Торе и даже в Талмуде не записан.
Не вдаваясь в подробный ответ, заметим, что оба утверждения неверны. Любопытные могут найти соответствующие тексты по всей длине и ширине еврейского корпуса письменности от Торы ("Дварим" 7:3-4, "Ваикра 24: 10), до Талмуда (Кидушин 66а-686), Шулхан Аруха ("Эвен га-Эзер" 16) и позднейшей раввинской литературы. Но все это уже не раз публиковалось.
Интересно другое: за запальчивой подростковой самоуверенностью стоит тот самый механизм, о котором говорит Раши. Напрасно будет давать врач такому пациенту советы, напрасно будут историк, раввин, юрист сыпать учеными ответами. Тут нужен специалист второго рода (по Раши), который скажет: ты не первый высказываешь эти претензии, до тебя все это было уже много раз, многие пили холодное и лежали на сыром и все знают, чем это кончилось.
Мало предупредить такого: "Не пей, козленок, Иванушкой станешь", надо рассказать ему, что стало с теми козлятами, которые до него пили из лужи ассимиляции.
Если бы не смешанные браки, нас было бы сегодня около шестисот миллионов.
Нас куда меньше, но мы евреи. Мы будем рады, если нас будет больше, но готовы платить за это не любую цену.
Ведь ни один здравомыслящий человек не предпочтет тонну латуни килограмму золота.