29
И в восхвалении и благословении Всевышнего «милостивый и много прощающий» подчеркивается слово «много», и у Эзры написано: «Много прощающий». На человеческом уровне, если один человек провинился перед другим, попросил у него прощения и был прощен, а затем провинился снова, очень трудно [ожидать], что ему снова будет прощено, а тем более на третий или четвертый раз. Но для Всевышнего нет разницы между одним разом и тысячью, ибо прощение связано с атрибутом милосердия, а Его святые атрибуты не ограничены и не конечны, им присуще свойство бесконечности, как написано: «Не кончилось Его милосердие»[1].
А в бесконечном нет совершенно разницы между малым и большим числом, ибо все пред Ним как бы совершенно не существует[2] и «Он равняет малых и великих и т. д.»[3]. И потому «Он прощает наши провинности ежегодно»[4]. Все грехи, в которых мы исповедуемся ежегодно, читая «Аль хет»[5], снова повторяются, и в них снова исповедуются в Йом-Кипур в следующем году, и так до бесконечности. И не только ежегодно, но и ежедневно трижды в день произносят:
«Благословен Ты, Всевышний, милосердный и много прощающий». Как сказали наши мудрецы[6]: «Молитва установлена вместо ежедневных жертвоприношений, называемых «тамид»». Утренний «тамид» искупал грехи, совершенные ночью, а вечерний — совершенные днем, и так изо дня в день, до бесконечности. Но Йом-Кипур искупает тяжкие грехи, а «тамид» — жертва «ола» — искупает лишь нарушение позитивных заповедей[7]. То же действие оказывает в наше время молитва вместе с покаянием, как говорилось выше. И это не подобно говорящему: «Согрешу, а потом покаюсь»[8]. Ведь так поступает тот, кто во время совершения греха в силах преодолеть дурное желание, но в сердце своем надеется на покаяние [в будущем], и поэтому, так как [возможность] покаяния послужила причиной его греха, «ему не предоставляют [случая для покаяния]». Но только случая не предоставляют, однако если он отверг [искушение], и собрался с силами, и победил дурное влечение, и совершил покаяние, покаяние его принимается[9]. При ежедневной просьбе «Прости нам» мы говорим сначала: «И возврати нас в полном покаянии пред Тобой», то есть чтобы мы не возвращались больше к глупости [греха]. А также в Йом-Кипур мы просим: «Да будет воля Твоя, чтобы больше я не согрешил»[10], — [и тогда] возможности нам даются в изобилии, как сказали наши мудрецы: «Пришедшему очиститься помогают»[11]. Сказано «пришедшему» -тотчас, как он приходит, а потому и прощение и отпущение наступают также мгновенно.
[1] Эйха, 3:22.
[2] Ср. Даниэль, 4:32.
[3] Из молитвы «Вехоль мааминим», которую читают в Рош-Гашана и в Йом-Кипур.
[4] Из молитвы, которую читают в Йом-Кипур.
[5] Исповедь в грехах, которую читают в Йом-Кипур.
[6] Брахот, 26а.
[7] См. выше, гл. 2.
[8] Йома, 85а.
[9] Йома, 87а; Шулхан арух, разд. Орах хаим, 606:1.
[10] Из молитв, которые читают в Йом-Кипур.
[11] Шабат, 104а.