Но на самом деле высшие буквы речи много и несравненно выше ступени и сути мудрости и разума творений. Ведь речением и буквами. "Сделаем человека по нашему образу и т. д."[1] был сотворен человек, обладавший мудростью и разумом; или даже только высшим дыханием [был он сотворен], как написано: "И вдохнул в его ноздри душу жизни"[2]. И значит, речение и высшее дыхание - источник мудрости и разума в душе первого человека, обобщающей в себе все души праведников[3], которые выше ангелов, служащих Ему[4]. И причина [того, что высшие буквы несравненно выше души], в том, что буквы речи Его, благословенного, -это проистечения, силы и жизнетворность, [исходящие] от атрибутов Его, благословенного, единых с сутью и сущностью Его абсолютным единством, которое неизмеримо и бесконечно выше уровня мудрости у творений. И буквами они называются не по отношению к творениям, а по отношению к самим Его атрибутам. И есть двадцать два разных вида проистечении, жизне-творности и сил, которыми сотворены все миры, верхние и нижние, и все творения в них. Так зародилось в желании и мудрости Его, благословенного, - создать мир именно двадцатью двумя видами разных проистечении, не более и не менее, и это двадцать две буквы, укорененные в устах и в языке[5], как сказано в книге "Сефер Йецира"[6] (а их письменная форма показывает на формальный рисунок, как будет далее объяснено). Ведь буквы речи и мысли в душе человека - также проистечения от разума и эмоций в душе, от их сути и сущности, как это объясняется в другом месте[7].
[1] Брейшит, 1:26.
[2] Брейшит, 2:7.
[3] Шаар гамицвот, Ки тецэ и др.; Шмот раба, 40:3.
[4] Ср. Ликутей Тора, Бегар, стр. 81.
[5] На письме букв больше (двадцать семь), так как буквы "мем", "нун", "цади", "пей" и "каф" имеют еще и конечный вариант.
[6] Сефер Йецира, 1:2, 2:2 и др.
[7] См. Тания, часть 1, гл 20.