ПОСЛАНИЕ О ПОКАЯНИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Сказано в конце трактата Йома: "Есть три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием"[1]. Если человек нарушил позитивную заповедь и совершил покаяние, немедленно ему прощается [- наказания более не следует]. Если нарушил запрет и раскаялся, покаяние задерживает [наказание], а Йом-Кипур искупает. (Несмотря на то, что позитивные заповеди, когда речь идет об их исполнении, выше и [в случае, если человек стоит перед выбором], предпочтительнее соблюдения запретов. Причина [этого предпочтения] такова - исполняя позитивную заповедь, человек тем самым привлекает к верхним мирам свет и обилие от отражения света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он[2] (как сказано в книге "Зогар", что 248 позитивных заповедей - это 248 органов Короля[3]), а также к своей Б-жественной душе, как сказано: "[Благословен...] освятивший нас Своими заповедями". Но что касается покаяния, то хотя и прощается человеку наказание за , то, что он восстал против владычества Его, благословенного, и не исполнил слово Короля, все же свет, [который был бы привлечен в случае исполнения этой заповеди действием], отсутствует и т. д. И как наши мудрецы, благословенной памяти, комментируют слова: "Извращенный не сможет исправить"[4] - «это сказано о том, кто пропустил вечернее [или утреннее] чтение молитвы "Шма" и т. д.»[5]. Ибо даже если он впредь будет всегда пунктуально читать "Шма" и вечером и утром, покаяние не может восполнить то, что он однажды не сделал. Тот же, кто нарушает запрет тем, что зло пристает к его душе, причиняет ущерб наверху, в корне и источнике ее происхождения (в одеяниях десяти сфирот мира Асия[6], как сказано в [предисловии к книге] "Тикуней Зогар": "Ты сделал им[7] одеяния, из которых вылетают человеческие души и т. д."). И потому нет искупления его душе также и наверху до [искупления в] Йом-Кипур, как написано [об этом дне]: "И искупит Храм, [очистив его] от нечистот сынов Израиля и от их злодеяний... пред Всевышним очиститесь"[8]. Именно "пред Всевышним". И потому из этого не следует, да сохранит Всевышний, что грех менее серьезен, когда не исполняются позитивные заповеди, а тем более - предписание об изучении Торы. Напротив, сказали наши мудрецы: "Всевышний простил идолопоклонство и т. д."[9], хотя [наказание за] это - "карет" и смертная казнь по решению суда, "но не простил пренебрегающим изучением Торы").
Если [человек] совершает грех, за который полагается "карет" или смертная казнь по решению суда, покаяние и Йом-Кипур задерживают [наказание], а страдания очищают [мемаркин] (то есть завершают искупление. Слово это происходит от слова мерика, которое означает "начищение до блеска", "мытье до совершенного очищения" души. А капара означает "искупление", "очищение от грязи греха"[10]), как сказано: "Розгой Я накажу их за злодеяния их и язвами за грехи их"[11]. Таковы слова Барайты[12].[1] Йома, 86а.
[2] За соблюдение негативной заповеди также следует вознаграждение, то есть привлечение света, но свет этот не достигает сосудов. Ведь сосуды -это открытое проявление света, связанное с действием, действия же не было, человек только воздержался от нежелательного поступка. Поэтому когда невозможно исполнить одновременно две заповеди, позитивную и негативную, и нужно сделать выбор, предпочтение отдается исполнению позитивной заповеди.
[3] См. Тания, часть 1, гл. 23.
[4] Когелет, 1:15.
[5] Брахот, 26а.
[6] Из пяти ступеней души: нефеш, руах, нешама, хая, йехида к греху при-частна лишь нижняя из них - нефеш. Нефеш, руах и нешама в сфере миров соответствуют мирам Асия, Иецира и Бриа. В мире действия, Асия, -корень и источник этой ступени души.
[7] Им - десяти сфирот.
[8] Ваикра, 16:16-30.
[9] Иерусалимский Талмуд, Хагига, 1:7.
[10] Капара - меньшая степень очищения, чем мерит.
[11] Тегилим, 89:23.
[12] Барайта - учение мудрецов периода Мишны, не вошедшее в нее.