26

Разбитым и угнетенным сердцем. В нашем поколении [это возможно] лишь в малой мере путем умерщвлений плоти и постов. У нас нет сил много поститься, как [это делал] царь Давид. Наши мудрецы пояснили [его] слова[1]: "И сердце пусто во мне"[2] - он умертвил его постом[3].

Но основное в покорении сердца, в доведении его до " состояния сломленного и уничтоженного, и в уничтожении духа нечистоты и стороны "ситра ахра" -быть "умельцем отчета"[4] всей глубиной своей мысли. Один час днем или ночью перед совершением "Тикун хацот" [человек должен] углубляться своим познанием и пониманием в размышление о том, как своими грехами он стал причиной изгнания Шхины, как говорилось выше, а также того, что его дух [нешама] и Б-жест-венная душа [нефеш] оказались оторванными от [Источника] подлинной жизни, благословен Он, и низведены в место нечистоты и смерти, а это чертоги стороны "ситра ахра", и стала душа колесницей для них[5], дабы получать от них для своего тела изобилие и жизненную силу, как говорилось выше.

И сказали о том наши мудрецы: "Грешники при жизни называются мертвыми"[6], то есть жизнь их черпается из места смерти и нечистоты (а также написано: "Не мертвые восхвалят и т. д."[7], и это не подобно "смеющемуся над бедным"[8], да сохранит Всевышний, но здесь имеются в виду грешники, которые и при жизни называются мертвыми, так что их смущают посторонними мыслями[9], пока они в состоянии греха и не хотят совершать покаяние, как известно).

[1] Брахот, 616.

[2] Тегилим, 109:22.

[3] Полностью уничтожил в нем зло. Ср. Тания, часть 1, гл. 1 и 13.

[4] Ср. Зогар, часть 3, стр. 178а.

[5] Послушным орудием, подобным колеснице, несущей седока.

[6] Брахот, 186.

[7] Тегилим, 115:7.

[8] Мишлей, 17:5. Если бы здесь имелись в виду умершие, это было бы насмешкой над тем, что они уже не могут исполнять заповеди. Но "мертвые" здесь - грешники.

[9] Во время молитвы.

Запись опубликована в рубрике: .