Но в подлинном и прямом пути к нижнему покаянию [возвращению] буквы "гей", как уже говорилось, - два основных аспекта. Один из них - пробуждать в себе высшее сочувствие из источника милосердия по отношению к духу своему [нешама] и к своей Б-жественной душе [нефеш], которая "пала с высокой крыши" - подлинной жизни, благословен Он, - "в глубокую яму", - и это чертоги нечистоты и стороны "ситра ахра", [а также] и по отношению к ее [души] источнику в источнике жизни, а это имя Гавайе, благословен Он, и как написано: "И возвратится ко Всевышнему, и Он смилостивится над ним"[1]. То есть сожалеть о воздействии имени Гавайе, благословен Он, которое спустилось со ступени на ступень и снизошло в нечистые чертоги стороны "ситра ахра", дабы оживить их через действия человека, и его ухищрения, и его дурные мысли, как написано: "Царь, плененный в потоках"[2] - в потоках [мысли] мозга и т. д., и это изгнание Шхины, как было сказано выше. Этому способствует время совершения "Тикун хацот"[3], как сказано в сидуре, смотри там в замечании подробное объяснение. И написано: "Упал венец глав наших, горе нам, ибо мы согрешили"[4]. И поэтому в книге "Пиркей гейхалот" Всевышний назван "униженным Королем", как пишет раби Моше Кордоверо, благословенной памяти, ибо нет более глубокого оскорбления. А особенно когда человек мыслящий углубляется в размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры и окружающего все миры, - [если размышляет об этом] каждый в меру своего разума и понятия, он испытывает от этого великую, великую горечь.
Другой [элемент этого пути] - растоптать и покорить [категорию] "клипа" и "ситра ахра", вся витальность которой есть лишь грубость и самовознесение, как написано: "Если вознесешься, как орел и т. д."[5]. Растоптать и покорить [принизить ее] вплоть до самого праха, и это смерть ее и уничтожение. А [делается это] именно "сердцем разбитым и угнетенным", когда "низкий ему отвратителен и т. д."[6], и как комментирует книга "Зогар" слова "жертвы Всевышнему сокрушенный дух, сокрушенное и угнетенное сердце и т. д."[7] - ибо животных приносят в жертву имени Га-вайе, которое есть атрибут милосердия. Имени же Элоким - атрибут суда - не приносят в жертву животных, но [необходимо] сломить и уничтожить дух нечистоты и стороны "ситра ахра", и это - сокрушенный дух. Как же можно сломить дух стороны "ситра ахра"?
[1] Йешаягу, 55:7.
[2] Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь - "бег", "движение". См. также Тания, часть 1, гл. 45.
[3] Букв, "полуночное исправление". Плач о разрушении Храма, молитва и покаяние, совершаемые в полночь.
[4] Эйха, 5:16.
[5] Овадья, 1:4; Ирмеягу, 49:16.
[6] Тегилим, 15:4. С отвращением ко всему недостойному в себе.
[7] Тегилим, 51:19.