* Примечание.
Тайна сжатия света - Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он, и сжатия Древнего Адама[1], и тайна [сжатия] Дикна[2] - предназначение всех этих сжатий - ограничить свет, чтобы он облекся в сосудах десяти сфирот[3]. И уже после облечения света Эйн Соф в сосудах Хабад[4] можно сказать так, как написано у Рамбама: "Он - знающий, и Он - знание, и Он - знаемое, и знанием Самого Себя и т. д.", ибо сосуды мира Ацилут становятся душой и жизненной силой для миров Бриа, Йецира и Асия и для всего, что в них. Но без этого сжатия и облечения совершенно нельзя сказать: "Он - знающий, и Он - знание и т. д.", ибо Он никак не относим к сфере и границам познания и знания, сохрани Б-г, но Он неизмеримо и бесконечно выше даже категории и границ мудрости, так что мудрость считается по отношению к Нему, благословенному, подобной категории физического действия.
Но мы не дерзаем вникать в область сокровенного[5], и лишь открыто нам, дабы уверовать полной верой, что "Он и Его атрибуты - одно", то есть атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание, мудрость, понимание и знание - [одно] с сутью и сущностью Его, только Он возвышен бесконечно над категорией мудрости, разума и постижения. И потому единство, которым Он соединяется со Своими атрибутами, которые Он эманировал из Себя, также не есть в сфере постижения, [то есть невозможно] постичь, как Он с ними соединяется, и потому в священной книге "Зогар" атрибуты Всевышнего, благословен Он, то есть сфирот, названы Раза демегейманута, тайна веры, и это - вера, превосходящая разум.
[1] Древний Адам (Адам Кадмон) - первое (и высшее) состояние существования, в котором Всевышний проявляет Себя после сжатия (Цимцум). Это источник всех последующих эманации и творений.
[2] Сфира, следующая за Древним Адамом и предшествующая миру Ацилут, называется Кетер (Венец). Очень сильно ограниченный свет, который от Венца передается миру Ацилут для того, чтобы возможно было появление сфирот или атрибутов, называется Дикна.
[3] Десять атрибутов, являющихся как бы каналами, проходя которые, бесконечный свет уменьшается настолько, что становится возможным создание им Вселенной и его действие в ней. Эти десять сфирот: Хохма (Мудрость), Бина (Понимание), Даат (Знание), Хесед (Доброта), Гвура (Сила), Тиферет (Красота), Нецах (Вечность, Победа), Год (Великолепие, Благодарение), Йесод (Основа), Малхут (Царство). См. Тания, часть 4, поел. 15.
[4] Хабад - начальные буквы первых трех сфирот (составляющих разум): Хохма, Бина и Даат.
[5] В то, что скрыто от постижения и не может быть предметом изучения, но все же это открыто вере.