18

Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата Звахим, - жертвоприношение "ола" [называется] даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния и самое в ней основное - возвращение ко Всевышнему истинно и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного объяснения. Начнем с того, что написано в священной книге "Зогар"[1], где объясняется слово тшува ["покаяние"] на основе тайной части Торы [Кабалы]. Покаяние это - глашу в гей [возвращение буквы "гей"]. Нижняя "гей" [в имени Гавайе] - это нижнее покаяние. Верхняя "гей" - верхнее покаяние. Написано также в нескольких местах в священной книге "Зогар", что покаяние не помогает[2] в том случае, если человек нарушает свой союз[3] и испускает семя впустую. Это весьма удивительно, потому что "нет ничего, что устояло бы перед покаянием, даже идолопоклонство и блуд и т. д."[4]. И книга "Рейшит хохма" объясняет, что в книге "Зогар" имеется в виду, что нижнее покаяние не помогает, но помогает верхнее и т. д.

Чтобы все это понять хотя бы отчасти, нужно рассмотреть сначала, как объясняется в Писании и в учении наших мудрецов, благословенной памяти, вопрос о наказании "карет" и о наказании, посылаемом небом.

Человек, совершивший грех, за который следует наказание "карет", действительно умирал не дожив до пятидесяти лет[5]. А если за его грех следовала смертная кара, посылаемая небом, он действительно умирал не дожив до шестидесяти лет, как пророк Хананья бен Азур, согласно сказанному в книге Ирмеягу[6]. (А иногда и наказание, посылаемое небом, осуществляется немедленно, как это было с Эром и Онаном.) Однако в каждом поколении было достаточно много людей, которым следовали наказание "карет" и смерть и которые, несмотря на это, прожили долгие дни (и годы) в свое удовольствие.

[1] Раая мегеймана, 122а.

[2] Не имеется в виду, что покаяние совсем не помогает, ведь в конце гл. 1 уже было сказано, что наказание прощается сейчас же после нижнего покаяния, а завершение искупления - через страдания. Здесь имеется в виду, что само только покаяние недостаточно для полного искупления. Поэтому далее сказанное в книге 3oгар объясняется так: нижнее покаяние' не дает полного искупления, но верхнее покаяние дает немедленное и полное искупление.

[3] Ср. Сангедрин, 88а; Авот, 3:15.

[4] Ср. Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1.

[5] Моэд катан, 28а.

[6] Ирмеягу, гл. 28.

Запись опубликована в рубрике: .
  • Ежедневные уроки


    Fatal error: Uncaught Error: Attempt to assign property "wday" on null in /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/commonpsh.php:296 Stack trace: #0 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/index1.php(65): get_week() #1 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-widgets/daily.php(62): hayom_baatar('rus') #2 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-widgets/widgets-optimized.php(42): Daily_Widget->widget(Array, Array) #3 /home2/splyafte/2022/wp-content/themes/featured/twentyten-chassidus-classic/compat/single.php(48): dynamic_sidebar('secondary-widge...') #4 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-controller/class-content-controller.php(398): require_once('/home2/splyafte...') #5 /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/content-controller/class-content-controller.php(412): ContentController->WP() #6 /home2/splyafte/2022/blog-header-optimized.php(155): content_controller() #7 /home2/splyafte/2022/index.php(6): require_once('/home2/splyafte...') #8 {main} thrown in /home2/splyafte/2022/wp-content/plugins/include/commonpsh.php on line 296