И даже тот, кто не совершил ни греха, за который следует наказание "карет", ни также греха, за который следует смерть, посылаемая небом, - и это испускание семени впустую и тому подобное. Но остальные, легкие грехи, - так как они наносят ущерб в ступенях нешама и нефеш Б-жественной души, как в сравнении об отсечении и прерывании тонких веревочек, о чем говорилось выше, - при множестве [подобных] грехов ущерб все же может быть таким же, как при нарушениях запретов Торы, за которые следует наказание "карет" или смерть, и даже при повторении того же греха очень много раз.
Так пророк сравнил грехи с тучей, заслоняющей солнечный свет, как написано: "Я рассеял, как тучу, грехи твои"[1], - это тяжкие грехи, (отделяющие) внутреннюю часть воздействия имени Гавайе, благословен Он, от Б-жественной души, как густая и темная туча отделяет Солнце от Земли и живущих на ней, если обратиться к сравнению. "И, как облако, грехи твои"[2] -это легкие грехи, к которым человек относится пренебрежительно. Они разделяют, как легкое тонкое облако, если вернуться к языку сравнений. И, как в этом сравнении, если человек поместит в окне против солнечного света очень много тонких, легких перегородок, они затемнят так же, как одна толстая, и даже сильнее. Точно так же, как в этом сравнении, [происходит] и во всех грехах, которыми человек пренебрегает, и как говорится в известных словах наших мудрецов, что они [эти грехи] совершенно то же, что идолопоклонство, блуд и кровопролитие. Примером может служить грех, когда делают вид, что не замечают нуждающегося, - "Остерегайся, дабы не было в сердце твоем извращенного [блияаль] и т. д."[3], а это слово [бли-яаль] употребляется для указания на идолопоклонство и т. д.[4]. И если кто-либо рассказывает о другом дурное[5] - это злословие, равносильное идолопоклонству, блуду и кровопролитию. И каждый, кто впадает в гнев[6], как бы поклоняется идолам, а также и тот, кто нагл[7]. И много еще подобных утверждений приводится в Гмаре. И изучение Торы равноценно всем [остальным заповедям], как сказали наши мудрецы[8]: "Простил Всевышний идолопоклонство и т. д."[9].
Поэтому предписание читать молитву "Шма" перед тем, как лечь спать, [включает также] принятие на себя четырех [форм] смертных кар, о которых решает суд[10], и т. д. Кроме того, согласно тайной части Торы, наносящему ущерб [на уровне] буквы "йод" [имени Га-вайе] как бы следует кара "скала"; наносящему ущерб [на уровне] буквы "гей" как бы следует кара "срей-фа"; наносящему ущерб [на уровне] буквы "вав" как бы следует кара "герег"; а [на уровне] последней буквы "гей" - как бы следует кара "хенек"[11]. Тот, кто не исполняет заповеди о молитве "Шма", наносит ущерб [на уровне] буквы "йод", [не исполняющий заповеди] тфилин - [на уровне] буквы "гей", цицит - [на уровне] буквы "вав", а не исполняющий заповеди, обязывающий молиться. - [на уровне] буквы "гей" и т. д. Исходя из этого знающий может сделать вывод и в отношении остальных грехов и прегрешений, а небрежение изучением Торы равноценно [неисполнению] всех заповедей.
[1] Йешаягу, 44:22.
[2] Йешаягу, 44:22.
[3] Дварим, 15:9.
[4] Брахот, 316.
[5] Ср. Шабат, 33; Бава батра, 1646; Арахин, 15.
[6] Ср. Шабат, 1056; Авот, 2:10.
[7] Сота, 46.
[8] Пеа, 1.
[9] "...но не простил пренебрежения к изучению Торы".
[10] В отличие от смертных кар, посылаемых небом.
[11] Четыре вида смертных кар за особо тяжелые грехи: забрасывание камнями, сожжение, убиение и удушение. Духовные последствия этих грехов параллельны и подобны физическому аспекту этих кар.