17

Но что касается большего количества постов, чем двести пятьдесят два и тому подобное, - по мнению суровых, следовало бы совершать определенное количество постов за каждый грех столько раз, сколько он случится, как выше говорилось, - пусть все эти грехи искупит милостыней в размере восемнадцати монет за каждый день. А также и в отношении всех постов, какие положены за грехи, не наказуемые смертью, и даже за неисполнение предписаний Торы и мудрецов и пренебрежение изучением Торы, равноценным всем заповедям, вместе взятым, - [пусть заменит посты милостыней] в атом количестве, какое положено в указаниях о покаянии раби Ицхака Лурии, да будет благословенна его память (большинство из них приведено в книге "Мишнат хасидам", трактат "Тшува"). Короче говоря, все можно искупить пожертвованием, как сказано выше, если человек не в состоянии истязать душу свою, как уже говорилось. И даже если "милостыня" превысит определенные размеры, можно не бояться [нарушить указание Талмуда]: "Да не растратит [на милостыню] более пятой части [того, что имеет]"[1]. В таком случае это не расценивается как "расточительство", ибо человек поступает так для того, чтобы избежать постов и умерщвлений плоти. Это не менее важно, чем здоровье тела и прочие его нужды. И так как количество постов, положенных в упомянутых выше указаниях о постах, необыкновенно велико, страшащиеся слова Б-жьего сейчас имеют обыкновение раздавать милостыню в очень больших размерах, ибо из-за слабости [нашего] поколения [люди] не в состоянии истязать свою душу [постами] (как сказано в другом месте, где комментируются слова: "Ибо не кончились благодеяния Всевышнего"[2]).

[1] Ктубот, 50а.

[2] Эйха, 3:22.

Запись опубликована в рубрике: .