И
Десять речений также называются "речениями" только по отношению к сотворенному.
Ибо так же, как эмоциональные силы в душе человека[1],
когда они должны проявиться в действии, проявляются облеченными в буквы мысли,
[так и атрибуты Всевышнего, благословен Он]. Например, сила доброты и милосердия
в душе не может проявиться реально, в действии, иначе, как в результате того,
что [человек] размышляет своим разумом и обдумывает, как на деле произвести это
доброе и милосердное действие, ибо действовать без мысли невозможно. А если он
приказывает другим это сделать, как король, то сила доброты, а также и буквы
мысли облекаются в речь (подобным образом происходит, и когда человек обращается
к другому с добрыми и милосердными словами). Так, если воспользоваться
сравнением, - когда атрибуты Всевышнего, благословен Он, нисходят к уровню
проявления своего действия в нижних, это проявление и проистечение этого
действия называется "речением" и "сочетанием букв". Ибо никакое действие не
может проистекать от Его святых атрибутов без сочетаний, называемых "буквами".
Так, например, для сотворения света из атрибута Хесед, от него [от атрибута
Хесед] происходит продолжение действия и сила, чтобы произвести действие и
сотворить свет. И проистечение этой силы и жизнетворности называется "речением"
и "буквами": "Да будет свет"[2].
И хотя они не подобны нашим буквам мысли, сохрани Б-г, все же этим понятием
выражено возникновение света из ничего. Поэтому свет был создан продолжением
этой силы, но не были ею созданы другие сущности, которые также сотворены
атрибутом Хесед, как вода и тому подобное, ибо в ней облеклись силы других
сочетаний, указывающих на возникновение воды и тому подобных вещей. Таким
образом, вся жизнетворность и силы, проистекающие от Его святых атрибутов к
нижним [творениям] для сотворения их из небытия, их оживления и поддержания их
существования, называются "святыми буквами", и они - проистечение жизнетворности
от Его желания, мудрости и Его [эмоциональных] атрибутов для создания миров и их
оживления. Миры эти делятся на две группы: "Скрытые миры, которые не
раскрываются"[3],
они созданы, живут и получают поддержание своего существования от сокровенных
сил и проистечении, подобных буквам мысли в душе человека, если использовать это
сравнение; а открытые миры создаются и живут от открытого проявления, коим
раскрываются сокровенные силы и проистечения, называемые "буквами мысли". И на
ступени своего раскрытия для оживления открытых миров они называются
"речениями", и "словом Б-жьим", и "дыханием уст Его", как, если обратиться к
сравнению, буквы человеческой речи, раскрывающие слушателям то, что было тайным
и скрытым в сердце этого человека.
[1] И в человеке душа, ступень духовного, неимоверно далека от ступени действия, связанной с телом. И здесь также необходима связывающая нить, и эту роль играют ''буквы мысли и речи".
[2] Брейшит, 1:3.
[3] Введение к книге Тикуней Зогар.