тем более необходимо оно при творении из ничего, ибо это сверхъестественное действие, оно гораздо более чудесно и удивительно, чем разделение вод Красного моря, и в гораздо большей степени тут нужно ожидать, что при прекращении действия Творца в творимом, сохрани Б-г, должно было бы последовать обращение сотворенного в ничто и полное небытие. В творимом постоянно должна действовать сила Творящего для оживления и поддержания его существования, и это - "буквы речи" Десяти речений, которыми творения созданы.
И таков смысл слов: веата мехайе эт кулам ["Ты всех их оживляешь"]. Читай не мехайе ["оживляешь"], а мегавэ ["творишь"], то есть творишь из ничего[1]. Слово ата ["Ты"] - это все буквы от "алеф" до "тав" и буква "гей" - пять путей произношения[2], то есть источники букв. И хотя Б-г не имеет телесной формы, много в Писании таких [звучащих антропоморфически] выражений[3], как: "И Б-г говорил", "И сказал Б-г", и это - раскрытие пророкам двадцати двух высших букв и облечение этих букв в виде пророческого видения -в их уме и постижении, а также в мысли и речи, как написано: "Дух Б-жий говорил во мне, и слово Его на языке моем"[4], и как о том же писал раби Ицхак Лурия, благословенна память его (в "Шаар ганевуа"). Подобно этому и облечение букв в творениях, как написано: "Словом Б-га создано небо и дыханием уст Его - все воинство небесное"[5]. Но [облечение букв в созданиях возможно] лишь путем многократных и сильнейших [поступенных] нисхождений, пока они не достигают телесного мира Асия[6], пророческое же постижение - в мире Ацилут при его облечении в мире Бриа.
[1] Оживление не обязательно предполагает творение. Душа, например, дает жизнь телу, но не сообщает ему существования. При творении же жизнь Творца не только оживляет, но из небытия вызывает к существованию, и это - непрерывное продолжительное действие, с его прекращением должно было бы прекратиться и существование всего созданного. В сущности, оживление и творение в этом случае идентичны.
[2] Числовое значение буквы "гей" - 5. Пять путей произношения - гортань, нёбо, язык, зубы и губы. Таким образом, слово ата во фразе "Ты всех их оживляешь", состоящее из "алеф" и "тав" (все буквы алфавита) и буквы "гей" (речь), указывает на буквы как на проявление оживляющей и творящей силы.
[3] См. начало гл. 10.
[4] Шмуэль И, 23:2.
[5] Тегилим, 33:6.
[6] Мир Асия (Мир действия) - наш физический мир. Мир Ацилут (Мир эманации) - духовный мир, предшествующий сотворенным. Он представляет собой совершенное единство с Б-гом. Б-жественный свет в этом мире достигает уменьшения, достаточного для того, чтобы стало возможным сотворение физического. Мир Бриа (Мир сотворения) - первый из миров, сотворенных из ничего. Мир этот конечен и получает лишь отражение света мира Ацилут. Б-жественный мир Ацилут выше возможностей человеческого понимания, а следовательно, он выше и пророческого видения, возможного лишь "при облечении мира Ацилут в мире Бриа". Однако оно выше, чем свет в самом мире Бриа. См. также Тания, часть 1, гл. 2.