В этом взаимном включении друг в друга двух категорий ясно видно, что "Он и Его атрибуты - одно", ибо это - Его атрибуты. Именно в силу того, что они находятся в абсолютном единении с Ним, они соединены друг с другом и включены друг в друга[1]. Как сказал [пророк] Элиягу: "Он - Тот, Кто их связывает и соединяет и т. д. И без Тебя нет единения наверху и т. д."[2].
В этом и заключается смысл слов: "И тверди сердцу своему, что Гавайе есть Элоким"[3]. Оба имени находятся в полном единстве, ведь и имя Элоким, ограничивающее и скрывающее свет, так же является категорией Хесед, как и имя Гавайе, потому что оба эти атрибута Всевышнего, благословен Он, едины с Ним абсолютным единством, и "Он и Его имя едины", а Его атрибуты - это Его имена[4]. И таким образом ты убедишься, что "в небе наверху и на земле внизу нет более, [кроме Б-га]"[5], и вещественная земля, которая всем кажется реально существующей, представляет собой отсутствие и полное небытие пред Всевышним, благословен Он. Ибо имя Элоким скрывает и ограничивает [свет] только для нижних, а не для Всевышнего, так как "Он и Его имя едины". Поэтому и земля и все, что под землей, есть отсутствие [существования] и полное небытие пред Всевышним, благословен Он, и [все это] не может быть никак названо, [нельзя их назвать] даже од ["еще"], что говорило бы о подчиненном второстепенном существовании [в том смысле, в каком] сказали наши мудрецы: "[Обычаи] Иудеи - дополнение [од] к Писанию"[6], подобно тому, как тело второстепенно по отношению к душе и жизненной силе, которая в нем. (Таков смысл слов: "Восхвалю Всевышнего в жизни моей, воспою Б-гу моему, пока я есть [беоди]"[7], -ибо жизнь происходит от имени Гавайе, а "дополнение", то есть тело, нечто второстепенное, происходит от имени Элоким.) Ибо душа не творит тело из ничего, но Всевышний творит все из ничего, и все пред Ним -небытие, как солнечный свет в самом Солнце.
[1] Атрибуты взаимно включаются друг в друга и действуют в полной гармонии, отличаясь лишь преобладанием в каждом из них соответствующего качества.
[2] Введение к книге Тикуней Зогар.
[3] Дварим, 4:39.
[4] Атрибуты Б-га соответствуют Его именам. Имени Гавайе соответствует Доброта, Милосердие [Хесед], имени Элоким - Могущество, Сила [Гвура], имени Ад-нут - Господство.
[5] Единство Б-га не только исключает предположение о существовании иных богов, оно означает, что Он - единственно существующий и нет существующих, кроме Него. Вся Вселенная в Нем - небытие. Таков смысл высшего единства, о котором говорится в следующей главе.
[6] Кидушин, 6а.
[7] Тегилим, 146:2.