И как писал Рамбам, благословенной памяти, что у Всевышнего, благословен Он, суть и сущность и знание Его - все абсолютно едино, все - простое единство, а ни в коей мере не сложное[1], точно так же это и в отношении всех атрибутов Всевышнего, благословен Он, и всех Его святых имен и эпитетов, которыми Его называли пророки и мудрецы, благословенной памяти, -Милостивый, Милосердный, Творящий благо и подобные им. Это верно и в отношении [эпитета] Мудрый, как написано: "И Он также мудр и т. д."[2], и в отношении Его воли, [как написано]: "Б-г желает страшащихся Его"[3], и "Он желает творить добро"[4], и "Он хочет, чтобы грешники покаялись, и не хочет их смерти и греховности"[5], и "Очи Твои слишком святы, чтобы видеть дурное"[6]. Его желание и мудрость, доброта и милосердие и другие атрибуты не придают множественности и сложности, сохрани Б-г, сути и сущности Его, - но сущность и суть Его и Его желание, мудрость, понимание и знание и Его атрибуты доброты, силы, милосердия и красоты, включающей в себя Его доброту и силу[7], а также и все другие Его святые атрибуты - все абсолютно простое единство, каким является сущность и суть Его. И как писал Рамбам, благословенной памяти: "И подобное нельзя ни сказать, ни выслушать, и не может сердце человеческое постичь этого до конца", ибо человек мысленно представляет себе все понятия, которые он хочет постичь и понять, такими, каковы они в нем самом. И таким образом, когда человек пытается мысленно представить себе, что такое желание, или мудрость, или понимание, или знание, или что такое атрибут доброты и милосердия и тому подобное, он все это представляет себе так, как это в нем. Однако на самом деле Всевышний, благословен Он, "высок и превознесен"[8] и "свято Его имя"[9], а это означает, что Он свят и отделен[10] бесконечными мириадами ступеней разделений, несравненно выше качества, рода и вида всех восхвалений и превосходных эпитетов, какие творения способны постичь и вообразить своим умом.
Ибо первое достоинство и ступень у творений - это мудрость, и потому она названа "началом"[11]. И в самом деле она - начало и источник всей жизненной силы в творениях, ибо от мудрости происходят понимание и знание, а от них - все эмоциональные силы [мидот] рациональной души, как любовь, доброта, милосердие и все остальные [силы души]. И это можно наблюдать -ребенок, лишенный знания, постоянно гневен и жесток, он любит то, что ничтожно и не стоит любви, ибо достойное любви он не может распознать и полюбить, ведь любовь возникает в меру знания. И от эмоций души возникают в ней слова и буквы мысли, так как душа мыслит о любимом предмете или о том, как проявить доброту и милосердие и другие силы эмоций. В каждую мысль в мире облечена какая-нибудь эмоция, приводящая к этой мысли, и эта эмоция - жизненная сила данной мысли. А от букв мысли происходят буквы речи, и они [буквы мысли] являются их [букв речи] подлинной жизненной силой. А речь приводит к действию, [выражающемуся в] милостыне и доброте, - как король, повелевающий своим подданным дать [милостыню]. А также когда человек сам что-либо делает, сила души и жизнь ее, облекающаяся в это действие, совершенно ничтожна по сравнению с силой души и жизнью ее, облекающейся в речь человека; [друг к другу они относимы], как относимы и сравнимы тело и душа. И тому же подобно соотношение букв речи и букв мысли, и таково же соотношение букв мысли и сущности эмоции, облеченной в нее и ее оживляющей, и таково же отношение сущности и жизненной силы этой эмоции к мудрости, пониманию и знанию, совокупность которых составляет разум, от которого произошла данная эмоция. Так это и в человеческой душе и в душах всех творений во всех мирах, верхних и нижних, - во всех мудрость есть начало и источник жизненной силы.
[1] Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:10.
[2] Йешаягу, 31:2.
[3] Тегилим, 147:11.
[4] Миха, 7:18.
[5] Ср. Йехезкель, 18:23; праздничная молитва "Мусаф".
[6] Хавакук, 1:13.
[7] Атрибут красоты (Тиферет) - соединение доброты (Хесед) и силы (Гвура) с преобладанием доброты.
[8] Из утренних молитв.
[9] Из утренних молитв.
[10] Еврейское слово кадош ("святой") означает отделенность от несвятого. Б-г абсолютно трансцендентен по отношению к миру и безмерно его превосходит.
[11] Тегилим, 111:10. См. также Таргум Йерушалми, Брейшит, 1:1.