13

Сказано: "Ибо солнце и щит Гавайе Элоким"[1]. Смысл этих слов следующий: "щит" - покров солнца для защиты творений, чтобы они были способны переносить его [жар]. И сказали наши мудрецы: "Во времени грядущем[2] Всевышний вынет солнце из ножен, и грешники будут им покараны и т. д."[3]. Как покров заслоняет солнце, так имя Элоким заслоняет [скрывает] имя Гавайе, благословен Он.

Смысл имени Гавайе - "вызывающий все к существованию из небытия". Приставка "йод" [к корню "гей"-"вав"-"гей"] указывает на постоянное действие, происходящее в настоящем. Так же Раши понимает и слово яасэ ["делает", согласно комментарию Раши] во фразе: "Так поступает Ийов во все дни"[4], - и это жизненная сила, притекающая ежесекундно ко всем творениям от "исходящего из уст Б-жьих" и "дыхания Его" и вызывающая их из небытия к существованию ежесекундно. Ибо сотворения их в шесть дней творения недостаточно для того, чтобы оно и далее поддерживало их существование, как указывалось выше[5].

В перечислении хвалебных эпитетов Всевышнего написано: Гагадоль [Великий], Гагибор [Сильный] и т. д. Слово Гагадоль указывает на атрибут, называемый Хесед ["доброта", "милосердие"] и бесконечное и беспредельное распространение[6] жизненной силы во всех мирах и творениях, чтобы они возникали из небытия и существовали в силу хесед хинам [доброты ничем не заслуженной][7]. И [этот атрибут Хесед] называется Гдула ["величие"], ибо он происходит от величия Всевышнего, благословенно имя Его, Его славы и сущности, ибо "велик Всевышний... и величие Его непостижимо"[8], и потому Он также сообщает жизненную силу и возникновение из небытия бесчисленным мирам и творениям, так как в природе доброго творить добро.

[1]   Тегилим, 84:12.

[2]   В Мессианский период. Имя Гавайе тогда будет светить явно.

[3]   Недарим, 86.

[4]   Ийов, 1:5.

[5]   В гл. 2.

[6]   Свойство, характеризующее Хесед, - беспредельное распространение и воздействие.

[7]   Сила, оживлявшая мир до сотворения человека, когда еще не было "пробуждения снизу", то есть исполнения заповедей. Ведь уже первому человеку было сказано "возделывать и охранять" Рай, что соответствует всем 613 заповедям в двух их аспектах - позитивном и негативном.

[8]   Тегилим, 145:3.

 

Запись опубликована в рубрике: .