Попытаемся хотя бы отчасти понять сказанное в книге "Зогар" - "Слушай, Израиль" - верхнее единство, а "Благословенно имя" - нижнее единство[1].
ГЛАВА ПЕРВАЯ
"И познай сегодня, и тверди сердцу своему, что Гавайе есть Элоким[2]- [Б-г есть Всесильный] в небесах наверху и на земле внизу, нет более"[3]. И нужно понять: неужели ты можешь вообразить себе Б-га пребывающим в воде под землей, и необходимо столь настойчиво отрицать это: "И тверди сердцу своему"? Сказано: "Навеки, Б-же, слово Твое стоит в небесах"[4]. Баал-Шем-Тов, благословенна его память, так комментирует это: слова и буквы[5] Твоего речения: "Да будет твердь небесная посреди вод и т. д."[6] навеки стоят в небосводе и облечены во все небеса навеки, оживляя их, как написано: "И слово Б-га нашего восстанет навеки"[7], и "Слова Его живы и сущи навеки и т. д."[8]. Ибо если бы эти буквы на мгновение отдалились, сохрани Б-г, и возвратились бы к своему источнику, небеса обратились бы в ничто и в полное небытие, и стало бы так, как если бы они вообще никогда не существовали, совершенно так же, как это было до произнесения слов: "Да будет твердь небесная и т. д.". И то же в отношении всего созданного во всех мирах, верхних и нижних, и даже в отношении этой вещественной земли - "сферы безмолвия"[9] [то есть неодушевленного] в полном смысле слова, - если бы на мгновение отдалились от нее, да сохранит Всевышний, буквы Десяти речений Б-га, которыми земля была сотворена в шесть дней творения, она была бы обращена в ничто и полное небытие, совершенно так же, как было до шести дней творения. И сказал об этом раби Ицхак Лурия, благословенна его память, что и в совершенно неодушевленных телах, таких как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная сила, - и это - облеченные в них "буквы речи"[10] Десяти речений, которые сообщают неоживленной материи жизнь и существование так, что она возникает из ничего и полного небытия, какое было до шести дней творения. И хотя в Десяти речениях, которые записаны в Торе, слово "камень" не упоминается, все жизненная сила сообщается камню с помощью сочетаний и смен букв, подвергающихся перестановкам при "прохождении 231 врат" в прямом и обратном порядке[11], как об этом говорится в книге "Сефер Йецира", до тех пор, пока они не спускаются вниз из Десяти речений, так, что из них образуется слово эвен ["камень"], и оно - жизненная сила [вещественного] камня. То же и в отношении всех творений в мире, их названия на святом языке представляют собой "буквы речи", поступенно спустившиеся от Десяти речений, упоминаемых в Торе, посредством смен и подстановок букв при прохождении 231 врат, пока они не доходят до этого творения и не облекаются в него, чтобы сообщить ему жизненную силу [Это поступенное нисхождение необходимо], ибо отдельно взятые творения не могут быть оживлены непосредственно Десятью речениями Торы, так как жизненная сила, исходящая от самих речений, слишком велика для отдельных творений, и они способны принять ее только после того, как эта жизненная сила нисходит и спускается от одной ступени к другой, ниже нее, путем смен и подстановок букв и их числовых значений, до тех пор, пока она не сможет сжаться и облечься в это отдельное творение, сообщая ему существование. И его название на святом языке есть сосуд для жизненной силы, сжатой в буквах этого названия, спустившегося из Десяти речений Торы, обладающих силой и животворностью для сотворения из ничего и сообщения жизни, а "Тора и Всевышний едины"[12].
[1] Аннотация автора ко второй части. "Слушай, Израиль, Всевышний Б-г наш, Всевышний един" - первая часть молитвы "Шма"; "Благословенно имя славы царства Его навеки" - фраза, следующая за "Слушай, Израиль".
[2] Четырехбуквенное имя Б-га в разговорном языке произносится как Гавайе. При чтении и молитве оно заменяется словом Ад-най. Подлинный смысл имен Б-га Гавайе и Элоким не переводим. Имя Гавайе говорит о Б-ге как источнике сотворенного, не имеющем с сотворенным прямой связи в силу своего совершенства. Имя Элоким говорит о Б-ге Всемогущем, пребывающем в сотворенном и воздействующем на него. С именем Гавайе связано милосердие Б-га, с именем Элоким - Его справедливость. Слова "что Гавайе есть Элоким" выражают верхнее единство, так как здесь говорится о постижении Б-га, не исходя из того, что мы знаем о сотворенном Им. "...В небесах наверху и т. д." - слова, выражающие нижнее единство, так как говорится о постижении Б-га на основании того, что нам известно о мире.
[3] Дварим, 4:39.
[4] Тегилим, 119:89.
[5] Так же как вербализация (в терминологии хасидизма - "буквы мысли") придает мысли форму и конкретность, но также и ограничивает ее, так и "буквы" - форма, которую как бы обретает Б-жественное воздействие для сотворения мира, конкретизированного физическими ограничениями.
[6] Брейшит, 1:6.
[7] Йешаягу, 40:8.
[8] Из утренней молитвы. Творческое речение Б-га действует двояко: создавая и оживляя. "Слово... восстанет навеки" - сила творения; "слова Его живы и сущи навеки" - сила оживления.
[9] Одна из четырех категорий: "безмолвие" - неодушевленная природа, "растущие" - растительный мир, "живые" - животный мир и "говорящие" - мир человеческий.
[10] См. ниже, гл. 11, а также часть 1, гл. 20-22.
[11] Имеются в виду всевозможные сочетания букв еврейского алфавита. Если представить себе все двухбуквенные комбинации всех 22 букв, - это составит 462 варианта, причем половина из них - противоположные комбинации тех же букв, например "алеф"-"бейт" - "бейт"-"алеф", "гимель"-"далет" - "далет"-"гимель" и т. д. Таким образом, существует 231 вариант комбинаций из двух букв в прямом и обратном порядке. Буква "бейт" получает Б-жественное влияние, соответственное "алефу", хотя оно и не меняет от этого своей сущности и т. п. Комбинаций и перестановок букв, в соответствии с определенными закономерностями, может быть бесконечное множество, что служит основой создания бесконечно разнообразного мира.
[12] Сотворение мира должно происходить через Тору в силу ее единства с самой сущностью Б-га.