20

И таким образом становится понятным утверждение священной книги "Зогар" о том, что "Слушай, Израиль" - верхнее единство, а "Благословенно имя славы царства Его навеки" - нижнее единство[1]. Ибо слово ваэд ["навеки"] - это эхад ["один", "един"] при перестановке букв[2]. Ведь цель и смысл этого ограничения и утаения, которым Всевышний, благословен Он, скрыл и утаил жизненную силу мира, заключается в том, чтобы мир являлся нам как нечто сущее само по себе. Всем известно, что мир сотворен для проявления царства Его, благословенного, а нет короля без народа[3]. Слово ам ["народ"] связано корнем со словом oмeмот ["скрытый", "затемненный"][4], - то, что отдельно, чуждо и отдалено от уровня короля. Даже если бы у короля было много сыновей, он не мог бы над ними царствовать. В той же мере он не может царствовать только над своими министрами - лишь "в народном множестве великолепие короля"[5].

Имя, указывающее на атрибут царства Его [Мал-хут], благословен Он, - это Ад-нут. Ибо Он - Властелин [адон] всей земли[6]. И следовательно, этот атрибут и это имя творят и поддерживают существование мира в том виде, в каком он есть теперь, - реально и отдельно существующим, а не совершенно лишенным бытия. Ибо в случае отдаления этого атрибута и этого имени, сохрани Б-г, мир возвратился бы к своему источнику в слове Б-га и в дыхании уст Его, благословен Он, и там обратился бы в полное небытие и совсем не назывался бы миром.



[1]   Зогар, часть 1, стр. 186.

[2]   Зогар, часть 2, стр. 134а. Согласно с правилами еврейской грамматики, буквы делятся на несколько групп по принципу их произношения. Внутри каждой группы буквы могут заменять друг друга. Буквы "алеф", "гей", "вав", "йод" составляют одну из таких групп. Они служат огласовкой тех букв, за которыми следуют, и произносятся с ними на одном дыхании, а иногда совсем не произносятся. Другая группа - "алеф", "хет", "гей", "айн". Это гортанные, в которых огласовка очень стойкая. Верхнее единство, единство мира Ацилут, - неощущение себя существующим. Нижнее единство - когда сотворенный сознает, что лишь Творец существует, но почувствовать это он не в состоянии. Это отражается в превращении эхад в ваэд. Источник жизненной силы ("алеф") продолжается вниз ("алеф" превращается в "вав" - линия продолжения), затем облекается в высшую мудрость (Хохма илаа), но в основном только в семь ее нижних ступеней ("хет" превращается в "айн", числовое значение которой 70), затем создаются сотворенные миры через буквы речи (дибур, буква "далет"). Но в слове эхад пишется большая буква "далет" (единство с Источником, верхнее единство), а в слове ваэд - "далет" обычная, так как в сотворении миров, кажущихся существующими (нижнее единство), участвуют буквы речи, уже реализованной, в полной мере облеченной в форму. (Из комментариев последнего Любавичского Ребе.)

[3]   Сефер Гахаим, Геула, гл. 2; Рабейну Бахья, Ваешев, 38:2; Пиркей дераби Элиэзер, гл. 3 и др.

[4]   Ср. комм. Раши к Шофтим, 5:14.

[5]   Мишлей, 14:28.

[6]   Йегошуа, 3:11,13.

Запись опубликована в рубрике: .