этот атрибут [Хесед] - хвала, относимая лишь ко Всевышнему, благословенно имя
Его, ибо ни одно творение не может создавать из ничего и оживлять. Этот атрибут
выше присущих творениям возможностей осознания и постижения. Никакое творение не
может разумом осознать и постичь этот атрибут и его способность творить сущее из
ничего и оживлять. Сотворение из ничего есть нечто превышающее разум творений,
так как оно связано с атрибутом величия Всевышнего, а Всевышний и Его атрибуты
представляют собой простое [абсолютное] единство, как написано в книге "3oгар":
"Он и Его атрибуты - одно"[1].
И как никакой ум не способен постичь Творца, он не может постичь и Его атрибуты.
И как никакое творение не способно постичь атрибут, называемый Гдула, то есть
Его способность творить из ничего и оживлять, как написано: "Мир строится
добротою [Хесед]"[2],
совершенно так же оно не способно постичь атрибут Всевышнего, называемый Гвура
["сила", "ограничение"], атрибут, ограничивающий и препятствующий тому, чтобы
жизненная сила распространялась от атрибута Гдула, спускалась вниз и проявлялась
в творениях для оживления и поддержания их существования явно и открыто, но
-внутреннее утаивается[3].
Жизненная сила скрыта в теле творения, и [кажется], будто тело существует
самостоятельно, как будто оно не есть распространение жизненной силы и
духовности - такое же, как распространение солнечного излучения и света, - а
некая сама по себе существующая вещь. Но в действительности оно существует не
само по себе, а подобно распространению исходящего от Солнца света. В этом и
проявляется препятствующая сила Всевышнего, благословен Он, могущий все, - она
сжимает жизненную силу и духовность, текущую от "дыхания уст Его" и скрывает ее,
чтобы тело творения не обратилось в ничто. Никакое творение не может постичь
умом суть этого сжатия и утаения [жизненной силы] и того, что, несмотря на это,
тело творения создается из ничего, -так же, как ни один сотворенный ум не
способен постичь суть сотворения из ничего.
[1] Введение к книге Тикуней Зогар. Ср. Тания, часть 4, поел. 20.
[2] Тегилим, 89:3.
[3] См. Тания, часть 1, гл. 22.