И об этом написано в книге "Тикуним", тикун 57: "Нет места, свободного от Него, ни наверху, ни внизу", а в "Раая ме^еймана", глава "Пинхас", написано: "Он охватывает все, и никто не охватывает Его... Он окружает все миры... и ничто не выходит из Его владений наружу, Он наполняет все миры... Он связывает и единит вид с видом его, верх и низ, и сближение четырех элементов[1] только в Нем, ибо Он в них"[2]. И смысл слов "никто не охватывает Его" таков: никто, [даже ни один] из всех высших интеллектов[3], не способен охватить постижением ума суть и сущность Всевышнего, благословен Он, как сказано в книге "Тикуним": "Сокровенный из сокровенных, и мысль не постигает Его совершенно"[4]. И также в нижнем мире, хотя Он наполняет Собою йсе миры, но не так, как душа человека [наполняет] тело. Душа захвачена телом так, что и она подвергается его влиянию и изменениям, связанным с изменениями тела и его страданием от боли, холода, от жара огня и тому подобного. Но Всевышний не подвергается никаким изменениям в связи с изменениями в этом мире, со сменой лета и зимы, дня и ночи, как написано: "И тьма не темна Тебе, и ночь, как день, светит"[5], ибо Он совсем не захвачен мирами, хотя и наполняет их.
[1] Огонь, воздух, вода и земля - четыре элемента, из которых складывается все сотворенное, как материальное, так и духовное. Ср. Тания, часть 1, гл.
[2] Зогар, часть 3, стр. 225а.
[3] Ангелы, согласно Рамбаму (Морэ невухим, 1:49), бестелесны, существование их не связано с пространством. Друг от друга они отличаются уровнем и объемом постижения, поэтому они названы "высшими интеллектами".
[4] Введение к книге Тикуней Зог ар
[5] Тегилим, 139:12.