И теперь это станет понятным в соответствии со сказанным: "Я, Гавайе, не изменялся"[1]. Это означает, что совершенно нет никакой разницы, - так же, как только Он был до сотворения мира, так только Он есть и после того, как мир сотворен. И таков смысл слов: "Ты - Тот же до сотворения мира, Ты - Тот же и т. д."[2] - без всякого изменения в сущности Его, или в Его знании, ибо знанием Себя Самого Он знает всех сотворенных, ибо все - от Него и не имеет существования по отношению к Нему, и, как писал Рамбам, благословенна его память, «Он - знающий, и Он - знае-мое, и Он - само знание - все одно. И подобное невозможно ни сказать, ни выслушать, и не может сердце человеческое это постичь до конца. Суть и сущность и знание Всевышнего, благословен Он, - все совершенное единство, во всех аспектах и отношениях, во всех видах единства. Его знание по отношению к Его сути и сущности не есть нечто дополнительно присоединенное, как в душе человека знание дополняет суть его и соединено с ней. Когда человек изучает и познает что-либо, в нем была рациональная душа и до этого изучения и познания, а после того, как он это изучил и узнал, знание соединилось с его душой, и так изо дня в день. "Дни говорят, и многие годы сообщают мудрость"[3]. И это не простое, а сложное единство. Но Всевышний, благословен Он, есть простое единство, совершенно безо всякого сложения и без умножения. И потому неизбежно следует, что суть и сущность и знание Его -все совершенно едино безо всякого сложения. И потому так же, как никто в мире из сотворенных не может постичь суть Творца и Его сущность, так не может он постичь, что собой представляет Его знание. В его возможности лишь уверовать верой, которая выше разума и постижения, в то, что Всевышний, благословен Он, един и единствен, Он и Его знание - все абсолютное единство, и знанием Самого Себя Он воспринимает и знает всех существующих, верхних и нижних, до мельчайшего червячка и до мельчайшего насекомого, будь оно и в недрах земли. Ничто от Него не скрыто, и знание это совершенно не добавляет в Нем множественность и сложение, ибо это - не что иное, как Его знание о Себе, а Его сущность и знание - все одно. И так как это очень трудно представить себе нашим умом, сказал пророк: "Как небо выше земли, так пути Мои выше ваших путей, а Мои мысли выше ваших мыслей"[4], и написано: "Разве может Б-га найти испытатель и т. д."[5], и написано: "Разве у Тебя глаза из плоти, разве Ты видишь как человек?"[6]. Ибо человек все видит и знает внешним для себя знанием, а Всевышний, благословен Он, - знанием Самого Себя». Таковы слова Рамбама. (См. Законы основ Торы[7], а мудрецы Кабалы согласились с ним, как это объясняется в книге "Пардес"[8] раби Моше Кордоверо, благословенной памяти.)
[1] Малахи, 3:6.
[2] Из утренних молитв.
[3] Ийов, 32:7.
[4] Йешаягу, 55:9.
[5] Ийов, 11:7.
[6] Ийов, 10:4.
[7] Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:9,10.
[8] Шаар магут вегангага, 13.