О Втором Храме, в котором не было ковчега и скрижалей[1], сказали наши мудрецы, благословенна их память, что в нем не пребывала Шхина, то есть та ступень Шхины, которая пребывала в Первом Храме не через поступенное нисхождение миров. Но во Втором Храме она пребывала через поступенное нисхождение и облечение Малхут мира Ацилут в Малхут мира Бриа, а [Малхут] мира Бриа в Малхут мира Йецира, а [Малхут] мира Йецира в чертог Святая святых мира Асия, а Святая святых мира Асия облеклась в Святая святых Храма внизу, и в нем пребывала Шхина, Малхут мира Йецира, облеченная в Святая святых мира Асия. И потому никто не имел права туда входить, кроме первосвященника в Йом-Кипур. И со времени разрушения Храма нет у Всевышнего в мире Его ничего, кроме четырех локтей Закона[2]. И даже если один человек сидит и изучает Тору, Шхина с ним, как сказано в трактате Брахот, раздел I[3]. Это значит - Шхина с ним [в той мере, в какой она спускается через] поступенное нисхождение и облечение Малхут мира Ацилут в Малхут мира Бриа, и Йецира, и Асия. Ибо 613 заповедей Торы в большинстве своем связаны с действием, даже те, которые зависят от речи и мысли, как изучение Торы, застольная молитва, чтение "Шма" и молитва "Шмонэ эсрэ". И есть правило, говорящее, что "слово не подобно мысли", и человек не исполняет своей обязанности только помышлением и проникновением в смысл, пока не произнесет [слова] устами. А другое правило гласит: "Слово подобно действию".
613 заповедей Торы вместе с семью заповедями, установленными мудрецами, составляют то же число, что и буквы слова кетер[4] [Венец], который - высшее желание Его, благословен Он, облеченное в мудрость Его[5], благословенного, и они совершенным единством едины со светом Эйн Соф [- Всевышнего], благословен Он. "Всевышний мудростью землю основал"[6] - это Устная Тора [Талмуд], происходящая от Хохма Илаа [высшей мудрости], как сказано в книге "Зогар": "Отец основал Дочь"[7].
[1] Йома, 21b.
[2] Брахот, 8а. Четыре локтя - обозначение места, так как тело человека занимает пространство в четыре квадратных локтя. Шхина прежде пребывала в Храме, теперь она пребывает там, где находится человек, изучающий Тору.
[3] Брахот, 6а.
[4] "Каф"=20, "тав"=400, "рейш"=200, всего 620, как и число заповедей (613+7).
[5] Желание выше разума, оно как бы окружает его сверху. Отсюда его название - Венец.
[6] Мишлей, 3:19.
[7] Отец - Хохма, Дочь - Малхут, т. е. Устная Тора.