Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ахарей

«Соблюдайте уставы Мои…»

 

«Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, которые исполняя, человек оживотворяется ими», – так заповедано в этой главе. В предыдущем стихе сказано: «Мои законы исполняйте и Мои уставы соблюдайте». В том, что со словом «Уставы» употребляется слово «соблюдайте», причем дважды, сокрыт глубокий смысл. Наши мудрецы объясняют: законы – это то, что наш разум принимает и придает им обязательный характер. Поэтому человек будет следовать им без лишних указаний; уставы же стоят над разумом, то есть они имеют скрытый смысл, и человек не будет подчиняться им без дополнительного напоминания. Употребляемое дважды слово «соблюдайте» и является этим напоминанием.

Слова «оживотворяется ими» означают, что соблюдение заповедей Торы служит жизненным стимулом человеку и человечеству и приводит к возвышению, как телесному, так и духовному. В Торе придается огромное значение сохранению здоровья. Спасение жизни человека важнее соблюдения даже заповеди субботы. В том месте Торы, где говорится о душе, подразумевается также тело, и сущность слов «пикуах нефеш» заключается в заботе о физическом здоровье. Один благочестивый еврей остановился в дороге, чтобы прочесть молитву. Проходивший мимо вельможа приветствовал его, но тот не ответил на приветствие и продолжал молиться. Когда же он окончил молитву, спросил его вельможа: «Почему ты не ответил на мое приветствие? Если бы я отрубил тебе голову мечом, кто спросил бы с меня за твою кровь?» И ответил ему благочестивый человек: «Если бы ты стоял перед царем и мимо тебя прошел бы твой друг и приветствовал бы тебя, ответил бы ты ему?» «Нет!» – сказал вельможа. «А я не перед царем из плоти и крови стоял, а перед Царем всех царей, благословенно имя Его». И вельможа умерил гнев свой. Этот рассказ ярко иллюстрирует неразрывную связь души и тела.

В недельной главе много говорится о святости еврейского народа. Святость – это воздержание от запрещенного. Далее в главе «Ахарей» сказано: «И к жене во время отлучения в нечистоте ее не приближайся». Физиологи и медкки неоднократно в прошлом высказывали свое мнение по данному еврейскому закону. Kaustner в книге “Gynaekologie” и доктор Smitlin – Geshtlech-treinegung (Нью-Йорк, 1936) говорят примерно так: «В половых органах женщины есть вещества, уничтожающие бактерии, но во время менструации эти вещества отсутствуют, и вместо них выделяются другие вещества, которые не борются с микробами, а, наоборот, помогают им. Все кровеносные сосуды открыты и способны впитать любые микробы, любую инфекцию и передать мужчине. Все возвращается в норму через десять-двенадцать дней. Сама природа убрала на это время естественного инфекционного сторожа. Поэтому в это время надо запретить половые связи».

Доктор Шик из Вены в статье “Mentoxion” (журнал Winer Klinischer Wochenschrift, 1920) говорит о том, что в выделениях при менструации имеются ядовитые вещества, от которых вянут цветы и плохо всходит тесто. Его опыты: он давал цветы в руки женщинам, у которых был период менструации, и другим, у которых не было менструации. В первом случае цветы вяли быстро, во втором – нет. Причем цветы были сорваны одновременно! Он заметил также, что в одних палатах цветы вяли, в других – нет, и выяснил, что там, где няни держали цветы во время менструации, они вяли.

Он давал муку и дрожжи двум женщинам: одна находилась в состоянии менструации, другая – в состоянии чистоты, всхожесть теста в первом случае была меньше на 22 процента.

В 20-м веке люди, как никогда, чувствительны к личной свободе. То и дело возникают новые мнения, объединения, движения, ратующие за снятие очередного ограничения с человеческой личности. Но для одних свобода – это раскрепощение духа, раскрытие глубин и богатство человеческой души, а для других – произвол самых низких и зачастую извращенных плотских инстинктов.

Существующие в среде цивилизованного человечества вековые моральные устои, ограничивающие в некоторой степени интимную жизнь человека, зиждутся на законах Библии. Эти законы приводятся в главе «Аха-рей» и повторяются в следующей за ней главе «Кедошим».

Здесь мы находим запрет прелюбодеяния, противоестественного сожительства человека с животным или мужчины с мужчиной, но большей частью это – заповеди, запрещающие брак или внебрачную связь между близкими родственниками.

Заметим в этой связи, что запреты эти относятся вообще не только к евреям. Сын Ноаха, т. е. всякий человек, не вошедший в союз, который Вс-вышний заключил с Авраамом, обязан согласно Торе исполнять семь заповедей. Одна из них запрещает ему сожительствовать с матерью, мачехой и с сестрой по матери, прелюбодействовать, заниматься гомосексуализмом и скотоложством.

Еврею, кроме того, запрещено вступать в связь с тетей, дочерью и внучкой, с женой дяди и с невесткой по сыну или по брату. Также запрещено жениться на двух женщинах, приходящихся друг другу сестрами или матерью и дочерью.

В парижском Лувре хранится цилиндрический монумент из диорита, найденный в 1902 году в Сузах французскими учеными. Но родина этого монумента не Персия, а Вавилония. В Сузы он попал во время какой-то давней войны в качестве трофея. Диоритовый цилиндр испещрен со всех сторон клинописными значками, которые после расшифровки оказались кодексом вавилонского царя Хаммурапи. Этот кодекс содержит в себе и основы вавилонского брачного законодательства. Хаммурапи запрещает своим подданным прелюбодеяния и сожительство с матерью или с мачехой и также связь с дочерью и невесткой.

В древнем ассирийском кодексе, найденном при раскопках на территории города Ашура в Месопотамии, мы тоже находим запрет прелюбодеяния, за нарушение которого ассирийцы казнили обоих согрешивших. Упоминается также запрет мужеложства.

А вот древний кодекс хеттов, найденный в местности Богазкой, в центральной Турции, по этой части весьма либерален. Кстати, хетты – один из ханаанейских народов, которых изрыгнула Святая Земля. Правда, за прелюбодеяние хеттский кодекс предусматривает смертную казнь. Но первый раз прощается. А после казнь может быть отменена по распоряжению правителя страны. Сожительство с матерью или дочерью наказывается лишь, если имело место насилие. А мачеху после смерти отца можно было и насиловать.

Своеобразно отношение хеттов к противоестественным грехам. Связь с коровой, свиньей или собакой наказуема смертью. Но иметь в качестве партнера лошадь или мула не возбраняется. Теперь нам легче понять свидетельство Мидраша о том, что вожделевший обрушить на евреев страшные проклятия, арамейский прорицатель Валаам находился в интимной связи со своей ослицей. Валаамова ослица знаменита не менее своего хозяина ввиду того, что однажды она обрела дар речи. Этот момент запечатлен Рембрандтом на одной из его картин.

Ни в одном из упомянутых нами кодексов не запрещается брак между братьями и сестрами. Из этого, конечно, нельзя еще делать вывод, что вавилоняне, ассирийцы и хетты повсеместно нарушали в этой связи закон Торы. Но то, что египетские фараоны были сплошь и рядом женаты на родных сестрах, – широко известный факт. Подобные браки были также распространены среди американских инков.

Гомосексуализм запрещен в ассирийском кодексе. Кодексы Хаммурапи и хеттов молчат по этому поводу.

По мере того как Библия становилась священной книгой для всего человечества, ее положения оказывали все большее влияние на представления людей о нравственности. Так многие законы из синагогального чтения вошли в основу брачного законодательства всех цивилизованных государств.

Те, кто демонстративно отходит от принципов Моисеева закона, обычно мотивируют свое поведение тем, что принципы эти нерациональны. Абсурдность подобной мотивировки очевидна. Ведь отвергаются в первую очередь именно понятные и логичные законы. Из положений библейского законодательства о браке, пожалуй, наиболее рационален запрет прелюбодеяния. Но именно этот запрет нарушается наиболее часто. Без классического «треугольника», построенного на таком нарушении, многие даже не мыслят себе серьезного художественного произведения. А в некоторых кругах, называющих себя передовыми, ревность давно уже стала считаться пережитком прошлого.

Не менее рационален и библейский запрет противоестественной практики. Но в свободных странах сейчас много говорят о правах гомосексуализма. Показательно в этой связи, что несколько лет назад мэр самого большого города мира, Нью-Йорка, вступив в эту должность, первым делом поспешил доказать свою верность принципам демократии, издав закон об этих самых правах.

Но почему-то не слышно требований о разрешении браков между близкими родственниками. Несмотря на то, что запрет кровосмешения – самый непонятный из всех запретов этой категории.

Раббан Шимон Бен-Гамлиэль говорит в трактате «Шаббат», что заповеди, которые евреи приняли с радостью, они и сейчас исполняют с радостью. Например, обрезание. И кровь льется, и младенец плачет, а все радуются. Но те заповеди, что евреи приняли с недовольством, они и исполняют с недовольством. Таковы законы о браке. Всякому брачному договору, как правило, сопутствует склока. И это потому, что при даровании Торы евреи с недовольством приняли законы, запрещающие им вступать в брак с близкими родственниками.

Действительно, ведь женились же сыновья первого человека, Адама, на своих родных сестрах. На ком еще они могли жениться? И в Египте, былом местопребывании израильтян, такие браки не считались зазорными.

В талмудическом трактате «Бава мециа» рассказывается следующая история.

Однажды р. Йоханан купался в Иордане. Его увидел вожак местной разбойничьей шайки по имени Шимон бен-Лакиш. Пораженный необыкновенной красотой р. Йоха-нана, разбойник прыгнул за ним в реку. «Сила твоя достойна изучения Торы», – сказал ученый Шимону, когда тот приблизился. «А твоя красота достойна женщины», – отвечал Шимон бен-Лакиш. «Если ты возвратишься на путь Торы, – продолжал р. Йоханан, – то я выдам за тебя мою сестру. А она красивее меня».

Шимон бен-Лакиш прислушался к словам ученого и через некоторое время стал одним из талмудических мудрецов, коллегой и нередко оппонентом р. Йоханана в ученых спорах.

Об удивительной красоте р. Йоханана упоминается и в других местах Талмуда. И все же он не принадлежит к приводимому Талмудом перечню самых красивых мужчин различных поколений. Почему? На это Талмуд отвечает: «У него не было благолепия лица». А РАШИ поясняет: «У р. Йоханана не росла борода».

Не всегда и не у всех народов борода считалась украшением мужского лица. На древних египетских рисунках бородатыми изображены лишь боги и семиты (фараоны приклеивали себе бороду «для важности»). Представители других этнических групп, включая самих египтян, изображены безбородыми. У греков в древности борода считалась символом мудрости. Недаром Плутарху пришлось иронически заметить, что борода еще не делает из мужчины философа.

Но вот Александр Македонский отдает приказ по своей армии, обязующий каждого солдата бриться. Формальное объяснение: противник может схватить воина за бороду. Но более правдоподобно иное: в ту эпоху глазам цивилизованного грека молодой безбородый атлет был много милее умудренного жизнью бородатого философа. С тех пор, на протяжении веков, мужчины Европы ходили с бритыми подбородками, пока примерно в 13-м веке борода не была вновь завезена с Востока крестоносцами.

В 15-м веке мужчины в Европе брились, но вот в 1534 году французский король Генрих Восьмой появился в кругу своих придворных с бородкой, и борода вновь завоевала европейский континент до начала 18-го века. Очередное изменение моды, направленное на этот раз против бороды, тоже вышло из Франции. Но надо все же полагать, что и в наихудшие для бороды времена в Европе за бородатость не секли и не ссылали на каторгу, как это делал в России Петр Первый.

И все же именно в России уважительное отношение к бороде оставалось в народе довольно продолжительное время. Сегодня при виде бороды уже не шарахаются, как некоторое время назад. Однако и теперь даже на свободном и взбалмошном Западе респектабельный бизнесмен или юрист не появится на людях даже с усами. А в Аргентине, говорят, доходит до того, что бородачам не выдают удостоверений личности, пока они не побреются.

Такова история моды на бороду в нееврейском мире. Ну, а в нашем народе бороду носили всегда. Праотца Авраама или великого Моше смелый художник еще дерзнет изобразить без головного убора, но без бороды – никогда. Ни талмудического мудреца, ни ученого эпохи гаонов, ни РАМБАМа и РАШИ, ни просто скромного раввина в захолустном местечке черты оседлости невозможно даже представить себе без бороды. В некоторых общинах принято носить также и так назваемые пейсы, длинные пряди волос, спускающиеся с висков. Оба эти обычая основаны на одном коротком стихе из главы «Кедошим». Стих этот гласит: «Не округляйте краев на головах ваших и края бороды твоей не уничтожай».

На основании этого стиха Талмуд утверждает, что законом Торы еврею запрещено удалять бритвой волосы на висках, а также на лице в пяти местах, называемых краями бороды. Позднее учеными было высказано несколько различных мнений относительно того, какие именно части бороды входят в категорию «краев», поэтому свод еврейских законов «Шулхан Арух» запрещает брить бороду в любом месте во избежание возможного нарушения запрета Торы.

Вытекающий из вышеприведенного стиха закон не запрещает срезать волосы в указанных местах ножницами или машинкой, если при этом остается волос некоторой, пусть даже совсем небольшой, длины. Что касается волос на висках, то большинство религиозных евреев подрезают их (стараясь все же, чтобы здесь оставалось больше волос, чем на остальной части головы). Исключение составляют некоторые хасидские общины и религиозные выходцы из Йемена, у которых принято вообще не касаться этих волос ножницами. Волосы на висках получили на иврите название «пейот», что значит «края», ибо так они называются в Библии. В ашкеназийском произношении это слово звучит как «пейос», отсюда – «пейсы».

В отношении бороды дело обстоит несколько сложнее. Из вышеприведенного стиха действительно вытекает, что брить бороду машинкой, которой никогда не побреешься так же чисто, как обычной бритвой, законом не запрещено. И поэтому на Западе нередко можно встретить даже раввина с бритым подбородком. Если это ортодоксальный раввин, то он не пользуется ни опасной, ни безопасной бритвой, а исключительно машинкой для бритья. Но для простого и неискушенного в тонкостях Галахи человека разницы в этом большой нет, и ему очень трудно признать, что перед ним действительно раввин. Однако против безбородого раввина восстают не только эмоции. Многие авторитетные законоведы и исследователи Моисеева закона утверждают, что состригание бороды является нарушением целого ряда запретов, помимо заключенного в стихе, который мы приводили выше. Особенно строго относится к этому вопросу Кабала, запрещающая даже слегка укорачивать бороду.

Все сказанное касается лишь бороды, но не усов. Усы даже рекомендуется подрезать настолько, чтобы по ним во время еды «не текло», как в русских народных сказках. Последнее противоречит не только элементарной гигиене, но и диетарным законам Торы. Ведь если в усах останутся частицы молочной пищи, а несколько позже по ним «потечет» мясной бульон, то, облизнув после этого свои усы, человек съест какое-то количество молочного вместе с мясным, что является нарушением закона.

Каков смысл запрета брить бороду? Этому вопросу посвящено много внимания в «Зогаре» и других кабалистических книгах. Кабалистическое объяснение этого закона Торы довольно интересно, но оно чересчур сложно для неподготовленного. Значительно проще объясняет его РАМБАМ. В своей «Книге заповедей» РАМБАМ пишет, что Тора запретила евреям брить виски и бороду, чтобы отделить их от язычников, среди которых бытовал такой обычай. Другой видный еврейский ученый средневековья р. Авраам Ибн-Эзра пишет в своем комментарии к главе «Кедошим», что борода создана Б-гом для украшения мужского лица и поэтому ее не следует уничтожать. Подобного же мнения придерживается и р. Овадия Сфорно, который в своем комментарии утверждает, что стих, запрещающий брить виски и бороду, внутренне связан со следующим стихом, запрещающим царапать свое тело в скорби и наносить татуировку. Смысл здесь один: люди, призванные быть служителями Вс-вышнего, не имеют права уродовать свое тело.

Обычай ношения бороды, как и многие другие еврейские обычаи, нередко становится мишенью для нападок ненавистников. Причем в отношении бороды положение усугублялось тем, что, как упоминалось выше, бывали довольно длительные периоды, когда кроме евреев никто бород не носил.

В Мидраше рассказывается, что еще император Адриан запрещал евреям под страхом смерти носить бороду и пейсы. История сохранила память о множестве случаев, имевших место и в гетто мрачного средневековья, и в гетто кровавого XX века, и совсем недавно в советских лагерях, когда нашим соплеменникам приходилось бороться за сохранение традиционного еврейского облика, презирая угрозы и издевательства всевозможных тиранов, повинуясь одному лишь древнему Моисееву закону, требующему: «Не уничтожай краев бороды твоей».