Чтобы найти, какая заповедь возложена на тебя, можно начать с большого вопроса о твоем предназначении. Но проще начать с того места, где ты находишься. С тех вопросов, которые тебя занимают. Которые требуют твоего внимания. Что не дает тебе покоя?
Выбери что-то. Что-то обыкновенное, из привычных жизненных дел, или что-то особенное, что пришло внезапно в голову, и зовет тебя к действию. Спроси:
За что я отвечаю здесь? Что возложено на меня сделать?
В мире, сотворенном с определенным намерением, с целью и смыслом, каждое твое действие —это участие или бегство от задачи, возложенной на тебя. Поэтому любая задача, которую ты выберешь, подойдет, при условии, что ты сосредоточишься на своей ответственности, а не в том, чтобы искать ответственность других.
Что я должен делать? Не «что сделали мне», «кто мне должен», «кто виноват». Занятие долей других отдаляет меня от себя самого, от моей задачи. Выяснение ответственности других будет возможно лишь после того, как прояснится моя собственная ответственность.
Тяжелое детство, проблемная генетическая склонность, социальное неравенство, все, что сделали мне — это, прежде всего, приглашение к моей собственной, особенной, задаче. Миссия, возложенная на меня, сегодня, в отношении обстоятельств, которые от меня не зависели.
Что я должен делать? Как начать отвечать на этот вопрос? Прежде всего, дать этому вопросу прозвучать. Сам вопрос, готовность остаться с ним также когда нет ответа — есть базис для ответа.
Что я должен делать? Что Б-г хочет от меня? Когда этот вопрос звучит впервые, он вызывает, как правило, отчаяние. У нас нет никакого понятия. Никакого «кончика нити». «Я не пророк» - говорит человек, которому задается подобный вопрос. «Откуда я могу знать»?
***
Дела, которые мы должны делать — находятся там постоянно, вблизи нашего сознания. Стучатся в дверь, которую я оставляю закрытой: место, которое нужно оставить, и место, куда следует идти. Ответственность, возложенная на меня в отношении тех, кто от меня зависит. Тяжелые компромиссы, на которые я должен пойти, там, где я не могу получить все, чтобы мне хотелось. Война, на которую следует выйти, даже если я потеряю на ней дорогих мне людей, или погибну сам. Ответственность реализовать тот особенную способность, дарованную мне. Страшные вещи, которые произошли, и которые я должен помнить, чтобы они не повторились.
Что я должен делать? Не «что принято», что идет легко, что стоит, как не запутаться. Остальные вопросы оставили тебя в рамках нормы. Когда ты служишь обществу, в котором ты живешь — это твой Б-г. Ты не сможешь услышать другой источник авторитета.
Что следует делать сейчас? В чем мое предназначение в мире? Когда задают этот вопрос в более широком контексте, когда обращаются по правильному адресу, можно освободиться от зависимости от неисполнимых функций, которые мы приобрели от вторичных систем. Освободиться от невозможной ответсвтенности в семье, которая не работает, или от саморазрушительного бега в больном обществе. Есть более высокий мир, способный освободить всех, кто порабощен вторичной системой, ложно присвоившей себе высший авторитет.
Что мне следует делать? Не со стороны того, что принято в твоей области. Не потому что так все говорят. Не потому, что так считает семья. Не со стороны денег или славы. Даже не со стороны закона или страны. Если ты сможешь освободиться от этого всего — хотя бы на миг — и спросить, что следует делать, что истинно, и в чем обязанность, тогда раскроются перед тобой врата, которые до сих пор были закрыты перед тобой.
Если ты решишься отдалиться от всех тех, у кого есть ответ для тебя, и останешься с одним только вопросом, тогда лишь вопрос твой возьмет тебя, и перенесет тебя в другую страну, страну Хозяина Бытия. Твой поиск ответа возвращает жизни язык, который был забыт, язык, в котором миссия расшифровывается как бытие.
Сайт доктора Яира Каспи "Психология в иудаизме" (иврит)