Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Яир Каспи. "Искать Б-га". Неслышный диалог



Б-г обращается к тебе постоянно, требуя, чтобы ты исполнил свою миссию в мире, который Он создал. Большую часть времени ты не осознаешь, что Он обращается к тебе, но ты реагируешь на его обращение, бессознательно. Твои дела — это твое прочтение Б-жественного намерения, которое ты слышишь. Твои дела — это твой ответ на вопрос, который тебе задан, и который ты задаешь себе самому, в чем твое предназначение, и что ты должен делать. Этот диалог с Творцом происходит ежедневно, но лишь немногие отдают себе отчет в его существовании.

Иногда этот диалог прорывается наружу. «Предназначена ли я этому человеку?» — спрашивает девушка. Созданы ли мы друг для друга, изначально? В этом ли состоит намерение Творца? Наша влюбленность — это выбор, который мы делаем, чтобы осуществить Б-жественный план, или ошибка, за которую нам суждено заплатить страшную цену?

Есть дела, которые делаются из чувства глубокой связи с источником, из которого мы ищем ответа. «Мне было ясно» — сказал ты, когда изменил весь свой распорядок, чтобы помочь кому-то из членов семьи, попавшим в беду, «что у меня есть здесь ответственность, которая выше всех остальных лежащих на мне обязанностей». А иногда мы действуем из сомнения, и долго раздумываем, как нам поступить. Б-г далеко, и его голос еле слышен.

Сомнение, раздирающее тебя на куски, это разрыв между двумя обращениями к тебе, которые ты слышишь, и они противоречат друг другу. И ты не знаешь, какая из них — голос твоего воображения, а какая — голос мироздания, стучащийся в твою дверь.

Поиск ответа Свыше — есть смысл каждой человеческой беседы. Каждый раз, когда двое сидят и разговаривают, слышен еще один голос. Что мое, спрашивают они, а что — твое? Что возложено на меня в нашей встрече, а что осталось тебе? Когда один из них уклоняется от исполнения своего предназначения, другой показывает ему — вот твое место, по тому, что я слышу сейчас от соучастника нашей беседы.

На протяжении многих лет ты, сын своих родителей, принимал как должное, что твои родители за тебя спрашивают Б-га, и приносят тебе ответ, о твоей ответственности в этом мире. В один прекрасный день ты почувтсовал, что ты уже достаточно взрослый, чтобы решать за себя, беседуя напрямую с тем, кто дает предназначение, без посредничества родителей. «Ты ошибаешься» — ты посмел впервые перечить своему отцу. «Ты продолжаешь брать на себя ответственность решать за меня, в то время как я могу и должен сам понять, в чем мое предназначение».

Еврейская вера в единство, охватывающее все творение, привела еврейский народ к тому, чтобы видеть всю человеческую историю, каждое изменение в ней и каждый поворот, как «Мидраш», сознательно либо бессознательно, в отношении нового смысла заповеди.

Диалог с Б-гом — это диалог, подробнейшим образом описанный в Танахе. В нем описывается голос, который слышат отцы и пророки каждый раз, когда сказано «и сказал Б-г». В наше время, большая часть поиска Б-га происходит подсознательно. Мы верим в себя, и поэтому мы склонны уменьшать до человеческих размеров причину для тех переворотов, которые люди совершают в жизни, как результат обращение Свыше, которое слышат.

Когда, например, человек встает и оставляет обещающую карьеру, знакомое окружение, родителей и друзей, ради миссии, которая зовет его из другого края мира, мы отказываемся признать, что он услышал голос Свыше. Мы ужимаем этот голос, и запираем его в кандалы, находящиеся в нашей власти: ему сделали заманчивое предложение, мы объясняем. Он хочет избавиться от чувства вины. Это давление семьи. Там его ждала его будущая жена. Человек, в своей новой вере — господин самому себе. Мы не готовы услышать никакой голос, способный подорвать статус героя нашей культуры.

Современные психологи ежедневно сталкиваются с намеками на тот диалог, который человек ведет с голосом, ведущим его. Но, верные властвующей церкви, они сокращают все голоса до «подавленные наклонности», «требование общества», и т.д. Беседа с Творцом, объявляют они — это беседа человека с важными для него людьми, в настоящем, либо в прошлом. Или же, может быть, он беседует с плодами собственного воображения и потребностей.

Самая большая трудность в том, чтобы услышать голос, призывающий нас действовать, это наше опасение перед требованием «расти!», содержащимся в нем. 

Поэтому мы позволили определенной общественной группе среди нас продолжить заниматься им, с условием, что члены этой группы не услышат голос живого Б-га.

Задача членов этой группы, «ДОСов» — хранить в своей групповой памяти старые знания о диалоге, который когда-то происходил, на случай, если в один прекрасный день мы захотим его возобновить. Но им, ДОСам, запрещено слушать живого Б-га. Запрещено им вести прямую беседу с Б-гом, в которой может быть услышан тот переворот, который от нас требуется произвести сегодня в нашем мире.

Нам нужны несколько смешные ДОСы. Досы, которые откровенно фальшивят, пытаясь присвоить себе исключительное право представлять Б-га. С их помощью мы всегда сможем, если только захотим, освободить себя окончательно от Его ига, как это представлено его «представителями». В обществе, уверенном в себе, нельзя, чтобы диалог, который ведет организованная религия, затрагивали нашу жизнь.

Досы приняли на себя возложенную на них миссию. Они всеми силами стремятся запечатлеть голос, который когда-то был слышен, и приказал делать то, что было правильно в ту эпоху.

Религия — это музей того диалога, который происходил в прошлом с Б-гом. Голос, который был слышен — залит в гипс. Разрезан на экспозиции. Положен в формалин, чтобы не завонял.

Огромная пропасть распростерлась с годами между тем, что записано в религиозном законе, завершившем толкование Писания, которое, в свою очередь, запечатлело древнейшее толкование бытия, и между тем внутренним голосом, результатом сокрытого толкования бытия, требующего новых дел.

Невыносимое расстояние отрывает нас от самих себя. Чтобы вернуться и снова искать Б-га, следует преодолеть два основных запрета нашей культуры.

Религиозный запрет выяснения смысла заповеди, прямого диалога с Б-гом, без посредников. И светский запрет — признать природу того соучастника нашей внутреннего-внешнего диалога, который мы ведем.

Сайт доктора Яира Каспи «Психология в иудаизме» (иврит)