Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Последние раскопки и история библейского периода

Последние раскопки и история библейского периода

Второй том истории «Наш народ» охватывает период в восемьсот пятьдесят лет и 6 месяцев (от 10 Нисана 2488 года до 9 Ава 3338 года от с. м.), период, начавшийся более чем тридцать два столетия тому назад.

Из всех древних народов и империй, появившихся на мировой арене в те дни и упомянутых в Библии, таких как Хитти, Эморри и другие Кенаанские народы, Пелиштим, Моав, Эдом, Ашур, Касдим и другие – из всех этих народов не дошел до наших дней никто. Всех их пережил только еврейский народ.

«Наша святая Библия, Танах (пять книг Моше, книги пророков и так называемые Святые писания), является единственной полной исторической хроникой, сохранившейся до наших дней и не только представляющей собой исчерпывающее изложение истории нашего народа, но также дающей нам до некоторой степени глубокое понимание причин, вызвавших подъем и падение многих древних империй.

Немногим более ста лет тому назад еще относительно мало было известно о древних временах колыбели нашей цивилизации – о всех странах той части света, которую мы теперь в общем называем Средним Востоком, помимо того, что мы узнаем из Библии.

Мы, евреи, как и большинство окружающего нас мира, приняли Библию как слово Б-жье, не требующее доказательств правдивости ее рассказов, как и Б-жественных моральных принципов, которые она предписывает. Имеются, однако, люди, считающие себя «критиками Библии», построившие свои теории скорее на воображаемых и предполагаемых основаниях, чем на фактах (таких у них нет), пытаясь найти ошибки в Библейских рассказах. Как это часто случается со слухами, в которые верят даже после того, как они были в дальнейшем опровергнуты, некоторые из библейских так называемых критических высказываний оказались, как это ни странно, весьма упорными, несмотря на очевидную их несостоятельность пред лицом данных, полученных в результате недавних раскопок.

Однако раскопками, произведеными на территории большинства древних стран, упомянутых в Библии, включая Эрец Исраель, начатыми еще более ста лет тому назад, было уже сделано много ценных открытий, подтверждающих самые малейшие подробности в Библейских рассказах, и уже во всяком случае много крупнейших событий. Некоторые из таких открытий будут вкратце рассмотрены ниже.

В Библии расказывается, что царь Шеломо заново отстроил много городов, в том числе Мегиддо на юго-западной окраине долины Изреел, где он построил конюшни для своих многочисленных коней и колесниц (Мелахим 1, 9:15–19; 10:26–29). В 1903–1905 и 1925– 1939 гг. были произведены раскопки на месте этого древнего города (Теперь – Тель-Эль–Мутуселлим), где были обнаружены конюшни для коней и колесниц, поражающие своей отличной конструкцией и расположением.

В 1936 году археологи, пользуясь Библией как путеводителем, вскрыли руины города Эцион-Гевера (Бамидбар, 33:35, 36), который процветал в дни царя Шеломо. Библия рассказывает нам, что царь Шеломо построил в Эцион-Гевере морскую базу на берегу Мертвого моря в стране Эдом (Мелахим 1, 9:26). Недалеко оттуда, в Акабском проливе, были обнаружены медные и железные копи Шеломо и руины хорошо развитого промышленного города. Отожженные на солнце кирпичи из тины времен царя Шеломо оказались намного более качественными, чем подобные кирпичи, применяемые сейчас местным населением вблизи Акабы.

Вторжение царя Египетского Шишака на пятом году царствования Рехав’ама (Стр. 213. Мелахим 1, 14:25, 26) подтверждается летописью этого фараона с подробным описанием успешного нашествия в страну Иеудею. При раскопках Мегиддо, упомянутых выше, была найдена печать этого фараона.

Одной из наиболее интересных находок был камень размером 3,5×2 фута, обнаруженный в 1868 году среди руин древнего города Дибон (Бамидбар, 32:3) к востоку от Мертвого моря. Оказалось, что этот камень содержит запись Моавитского царя Меши, жившего в одно время с Ах’авом, царем Исраельским. Этот знаменитый Моавитский камень, находящийся в Лувре, в Париже, представляет собою рассказ Меши на языке, близком к еврейскому, о том, как Омри покорил Моав, и как, наконец, по указу его бога Кемоша, он пошел войной на Исраель (Стр. 176). Он упоминает города, которые захватил, и описывает как он приносил в жертву его богу Кемошу жителей покоренных городов. Таким образом, эта древняя надпись подтверждает, и в некоторой части более расширенно, рассказ Библии об этих событиях.

В руинах древнего города Нимрода или Калаха (Берешит, 10:11), столицы некогда мощной империи Ашур (Ассирии) на берегах Тигра, был найден обелиск Шалманессера, царя Ашура. Описывая ряд триумфов этого могучего властелина, обелиск показывает также посланника Еу, целующего прах земной перед Ассирийским царем, после передачи дани, доставленной от царя Исраельского в виде золотых и серебряных монет и сосудов, меди, пряностей и пр. Еу упоминается здесь как член дома Омри, хотя на самом деле он истребил дом Омри (Гл. 102), но, очевидно, Ассирийский царь не был знаком с хронологией династий Исраеля.

Многие другие памятники, в частности клинописи различных Ассирийских царей, таких как Тиглат-Пилесера, Саргона, Санхерива, Ашурбанипала и др. говорят об определенных событиях, упомянутых в Библии. Так, например, Санхерив рассказывает о его нашествии на страну Иеудею и осаде Иерушалаима во время царствования Хизкияу, и что ему не удалось захватить город (Гл. 124).

В 1880 году купающиеся дети нашли возле Иерушалаима надпись, которая в дальнейшем стала известной под названием надписи Шилоаха (Силоама). Это оказалось рассказом на древнем иврите о работе, проделанной Хизкияу по прокладке водовода через скалу, чтобы доставить воду из источника Шилоаха в Иерушалаим. Причиной, вызвавшей необходимость этой работы, была, несомненно, угроза вторжения и осады города со стороны Санхерива.

Интересные исторические данные были получены посредством многочисленных горшков и ваз, обнаруженных в различных местах Эрец Исраеля, и особенно «остраконов» (маленьких черепков разбитых глиняных сосудов), часто применявшихся в древние времена для записи различных деловых сделок. Примечательны в этом отношении остраконы, найденные в Шомроне (1931–1933 гг.) и Лахише, около Хеврона (1935 г.). Еврейский календарь был найден в древнем городе Гезере.

При расшифровке точных дат современная археология не только подтвердила Библейские рассказы, но обнаруженное ею послужило также живой иллюстрацией к многим историческим фактам. Она дает нам также доказательство высокого уровня жизни, как духовной, так и материальной, наших предков в Эрец-Исраеле. В этом убеждает нас, например, то, что дом древнего еврейского земледельца был построен в архитектурном и санитарном отношении лучше, чем жилище арабского земледельца наших дней.

Находки современной археологии подтверждают также жестокость и мерзостное поведение окружавших наш народ в древности соседей, по сравнению с которыми моральные устои нашего народа в древние времена выступают перед нами еще более блистательными. Б-жественные законы и уроки нравственности нашей Торы и нашей истории могут быть теперь лучше поняты, чем раньше. Несмотря на многие недостатки, наш народ все же действительно оправдал свое звание «царства священнослужителей и святого народа».