Можно пить молоко только если оно было надоено самим евреем или, по крайней мере, в его присутствии. Так постановили древнее мудрецы, опасавшиеся, что нееврей может подмешать в молоко коровы запрещенное молоко верблюдов, лошадей или свиней. В этом вся суть постановления. Но, с тех пор как оно вошло в силу, запрещено любое нееврейское молоко, даже в тех случаях, когда возможность подмешивания кажется маловероятной. Такое расширение закона соответствует талмудическому принципу "ло плуг рабанан" - не делят мудрецы (закон на частности); что означает: принимая новое постановление, учителя старались, чтобы формулировка была простой, чтобы это постановление не дробилось на подпункты и чтобы каждое изменение ситуации не влекло за собой его изменений. Поэтому даже в тех местах, где нет верблюдов и где никто не слышал про целебные свойства кумыса, еврей все же должен присутствовать при дойке, если хочет отведать молока.
Согласно мнению крупнейшего авторитета прошлого поколения рава Моше Файнштейна, в странах, осуществляющих жесткий государственный контроль над производством молока (когда нарушители несут наказание), можно разрешить нееврейское молоко за неимением другого. В таких условиях, хотя мы и не присутствуем при дойке коровы, все же для нас бесспорно, что фермеры не станут добавлять в коровье молоко ничего, что запрещено по закону государства. Скорее всего, подобной ситуации указанный запрет мудрецов не касается. Некоторые современные раввины утверждают, что разрешение рава Файнштейна можно распространить и на страны СНГ. Но беда в том, что в свое время большинство авторитетов не согласились с равом Файнштейном, требуя физического присутствия еврея при дойке даже в странах, где ведется самый строгий государственный контроль. И лишь в одном пункте все законодатели согласны: в упомянутых странах можно разрешить нееврейское молоко детям, поскольку молоко для них - жизненная необходимость.
На практике достаточно много соблюдающих Тору евреев полагаются на разрешение рава Файнштейна, но те, что придерживаются более строгого мнения, покупают исключительно еврейское молоко (хапав Исраэлъ) или договариваются с владельцем коровы о своем присутствии при дойке. Конечно же, это хлопотно и сложно, но зато безупречно с точки зрения законов кашрута. К тому же получаем настоящее парное молоко!
Итак, еще в древности мудрецы безоговорочно запретили нам употреблять в пищу нееврейское молоко. Но только молоко. Молочные продукты под их запрет не попали. Одна из причин: многие из таких продуктов невозможно или очень трудно сделать, используя молоко некашерных животных, которое плохо свертывается. Но затем вышло новое постановление - был запрещен нееврейский сыр (и подобные сыру продукты). А что с другими молочные продуктами? Вопрос - попали они под запрет вместе с сыром или нет - вызвал в свое время оживленную дискуссию среди законоучителей.
Сам рав Файнштейн дал разрешение только в стесненных обстоятельствах.
Тот, кто и в этом случае предпочитает строгое выполнение закона, заводит для молочных детских блюд отдельную посуду.
Нужно прибыть к самому началу дойки, но нет необходимости присутствовать все время: достаточно находиться неподалеку и иметь возможность заглянуть в стойло, - но только при условии, что нееврей знает, что некашерное молоко запрещено еврею. Тогда, даже оставшись наедине с коровой, без присмотра, нееврей будет опасаться, что покупатель может войти в любой момент. Это условие вполне удовлетворяет постановлению мудрецов.
Отметим, что запрет распространяется на все виды "желтого" сыра. Нееврейский сыр запрещен всем евреям - даже тем, что, полагаясь на решение рава Файнштейна, пьют нееврейское молоко. Стало быть, можно покупать лишь сыр, на упаковке которого стоит печать кашрута. То же самое касается брынзы. Творог и твороженная масса, которая называется "котедж", по мнению многих авторитетов, не запрещены, ибо сырами их назвать трудно.
Остается выяснить вопрос о некашерных добавках в молочных продуктах. На сегодняшний день в производстве многих сортов творога в качестве закваски используется сычуг, изготовляемый из телячьих желудков[1]. Тем не менее, некоторые раввины разрешают покупать такой творог, отмечая, что мизерным количеством сычуга можно пренебречь. Но существует и другое мнение, согласно которому сычуг имеет статус маамид. Так на языке Талмуда называются вещества, которые, будучи добавленными в исходный продукт, придают ему новое качество, превращая фактически в нечто новое[2]. Без закваски произвести многие сорта творога практически невозможно, а значит, некашерный сычуг, даже если его ничтожно мало, делает некашерным весь продукт.
По поводу сливочного масла еще издавна существовали две точки зрения и, соответственно, два противоположных обычая. Принятая со временем алаха в ее окончательной форме закрепила оба эти обычаи. Правило звучит так. В тех местах, где раньше не было принято воздерживаться от нееврейского масла, его можно есть и ныне. В остальных местах сливочное масло употреблять нельзя, даже когда, с точки зрения ингредиентов, оно безупречно. Но если вы живете вдали от центров еврейской жизни, причем с кашерными продуктами в ваших краях тяжело, - можно покупать нееврейское сливочное масло, даже если раньше местная еврейская община от него воздерживалась. Последнее определение, скорее всего, относится к странам СНГ. Живущие в них евреи могут покупать сливочное масло, - но только, повторяем, если они уверены, что в нем нет запрещенных в пищу добавок. С этим последним условием дела обстоят не просто, потому что в наше время, благодаря современным технологиям, в сливочное масло стали прибавлять много новых ингредиентов, включая иногда животные жиры. Отметим, что масло, производимое в СНГ в соответствии с ГОСТом 37-91, должно производиться только из коровьего молока без всяких примесей[3]. Но неясно, насколько можно полагаться на добросовестное соблюдение ГОСТа производителями, а поэтому советуем обратиться за консультацией к компетентному раввину.
Следующий объект нашего изучения - сметана. По мнению некоторых законоучителей, нееврейская сметана менее проблематична, чем нееврейское сливочное масло. Однако есть и противоположная точка зрения. На практике, те из нас, что воздерживаются от нееврейского масла, не едят и сметану. Но те, которые едят сливочное масло, могут, при необходимости, покупать сметану. Правда, только густую. Жидкую нельзя - по причине старого обычая работников советской торговли, разбавлявших творог сметаной, сметану - кефиром, кефир - молоком, а молоко - водой. Ведь если сметану разбавили некашерным молоком, она становится тоже некашерной[4].
Йогурт и кефир - продукты более проблематичные, чем сметана, поскольку их можно приготовить и из некашерного молока. Кроме того, в йогурт заводского изготовления часто добавляют некашерный желатин для придания продукту особой консистенции. Поэтому большинство авторитетов запрещают йогурт и кефир. Значит ли это, что еврей, отказывающийся от нееврейского молока, должен забыть про йогурт с кефиром? Нет, не значит. Оба эти продукты можно приготовить в домашних условиях, если, конечно, в доме имеется еврейское молоко. В качестве закваски допустимо использовать нееврейский йогурт, -правда, с некоторыми оговорками. Процесс выглядит так: нееврейской закваской заквашивают кашерное молоко, затем полученной закваской заквашивают новую порцию молока, и так еще раз. После чего можно пользоваться полученной закваской без всякого опасения. Все вышесказанное верно только для нееврейского йогурта или кефира без всяких добавок.
[1] Здесь, помимо того что телята забиваются некашерным способом, возникает дополнительная проблема смешения мясного с молочным. Подробнее об этом см. в ч. 4.
[2] Хотя сами они в конечном продукте не ощутимы на вкус или цвет.
[3] Номер ГОСТа обычно указывается на упаковке.
[4] Тот, кто, полагаясь на государственный контроль, пьет нееврейское молоко, может позволить себе и жидкую сметану.