Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кашрут в странах СНГ

ЯАКОВ ТИПОГРАФ

Решения сложных алахических проблем, приведенные в данном руководстве, обсуждались с крупнейшими авторитетами в области кашрута. Вместе с тем, читателю не следует полагаться на них «с закрытыми глазами», ибо возможны и другие мнения.

НАЧНЕМ С ХЛЕБА

В условиях современной технологии хлебопечения классический рецепт «мука, вода, дрожжи, соль» претерпел значительные изменения. Во-первых, сегодня в состав хлеба входят всевозможные добавки, улучшающие вкусовые и питательные свойства хлеба. Во-вторых, во многих пекарнях смазывают пищевыми жирами формочки для выпечки хлеба. Поэтому перед потребителем встает вопрос о кашерности как добавок, так и жиров. Что касается последних, то, согласно принятому в странах СНГ стандарту, форму положено смазывать растительным маслом; однако, по признанию специалистов, часто смазывают тем, что попадет под руку. А под руку много чего попадает, в том числе — некашерные жиры животного происхождения. В результате, все виды хлеба, имеющие форму «кирпича», являются весьма проблематичными, поскольку выпекаются в особых формочках, смазанных жиром. Впрочем, в последнее время в страны СНГ начали привозить из-за границы формочки, смазывать которые нет необходимости[1]. С хлебом, выпекаемым на плоских противнях, проблем меньше, так как смазывание противня требуется не всегда. В крупных городах, где есть компетентные раввины, можно, как правило, получить информацию, как достать кашерный хлеб.

Но вопросы, связанные с хлебом, не кончаются выяснением кашерности ингредиентов. Дело в том, что еще в древности мудрецы, стараясь избежать ассимиляции, ввели ряд ограничений, чтобы отдалить нас от нееврейской среды. Что они конкретно постановили? Известно, что более всего людей сближает употребление алкоголя. Поэтому, в первую очередь было запрещено нееврейское вино[2]. Но чтобы дело вообще не дошло до совместного принятия горячительных напитков, необходимо избегать общих трапез, а поэтому мудрецы запретили также пищу, сваренную неевреем, и хлеб, который он выпек.

Следует отметить, что запрет на чужое вино и вареные блюда был безоговорочно принят всем нашим народом и остается в силе по сей день. Об этом запрете поговорим ниже. Но вот запрет на нееврейский хлеб распространения в народе не получил, так как приводил к большим затруднениям. Жить без хлеба нельзя, а найти еврейский хлеб можно далеко не везде. В результате, закон в его окончательном виде гласит так: в тех местах, где нет еврейского хлеба, можно есть нееврейский, но только испеченный в пекарне (пат палтер), а не в домашних условиях. Более того, нееврейский хлеб разрешен и в тех случаях, когда еврейского не хватает на всех или он худшего качества, чем нееврейский.

Кстати, для того чтобы обеспечить евреев вашего города кашерным хлебом, вовсе необязательно открывать свою пекарню. Поскольку древнее постановление, как мы уже отметили, с самого начала не распространилось в народе, мудрецы пошли на уступки и удовлетворились чисто символическими действиями, призванными напомнить нам, что нееврейский хлеб запрещен. Еврею достаточно зажечь печь, в которой выпекается хлеб, чтобы он считался еврейским. Этим правилом пользуются на практике: сначала выясняют, в какой пекарне производят кашерный (с точки зрения ингредиентов) хлеб, а затем договариваются с хозяевами, чтобы они разрешили еврею включать печь при выпечке. С момента включения весь выпекаемый в печи хлеб считается еврейским. В соответствии с ашкеназской традицией, даже если печь будет выключена на пару дней (например, на праздники), ничего страшного не случится, ибо предполагается, что за это время она не остынет окончательно. Но даже если остынет, все же, согласитесь, недавно затопленную печь всегда легче растопить, а значит, ее может включить нееврей, которому как бы «помогает» тот еврей, что включал ее совсем недавно. Однако, если печь будет выключена больше чем на три дня, следует спросить раввина, как поступить.

Повторяем еще раз, что сказанное относится к евреям ашкеназской общины. Сефардским евреям нужно проконсультироваться со своим раввином о том, как решить «хлебный вопрос».

[1] В настоящее время их использует, например, хлебокомбинат в Могилеве.

[2] Есть еще одна причина запрета, объясненная ниже: мудрецы опасались, что если вино неевреев будет разрешено, то мы по ошибке можем выпить и такое вино, которое предназначено для культовых целей, — а оно строжайше запрещено Торой.