Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

О "незнании" Б-га



Непредсказуемость

Вопрос.

Когда родители «делают» ребенка — они знают во всех деталях, как сложится его судьба? Ответ очевиден.

Когда я покупаю, скажем, машину — я точно знаю заранее по каким дорогам я буду ездить? — Ответ тоже очевиден.

Я к тому, что совершенно не обязательно предполагать, что когда Б-г создал этот мир, и каждого конкретного человека, он создал множество «снапшотов» всех его будущих состояний.

Сегодняшнему умонастроению куда ближе, что он создал программу, создал компьютер, и запустил эту программу на компьютере. Если программист заранее знает результат расчетов — программа не нужна. Если Б-г заранее знает, что будет — зачем Ему этот мир?

Понятно, что средневековое мышление не могло себе представить, что означает «программа». Но сегодня мы знаем, что ДНК это тоже программа, и что «математическое моделирование» это сегодня основной метод расчетов.

Что мешает нам скорректировать «модель» Б-га в сторону, что Он заложил в каждого из нас программу, и запустил ее на исполнение. И вмешивается только в экстремальных случаях?

Собственно, Шагар так и говорит — что «большой взрыв» (разбитые сосуды) внес в систему непредсказуемость.?

Различие между религией и атеизмом

В известном смысле, различие между религией и атеизмом не в том, какая у нас теория происхождения мира, ибо, по большому счету, какая разница? Из бульона или из глины, что это меняет? Разница — или человек свободен и несет всю ответственность за свою жизнь и свои поступки, или нет. И современное сознание не способно мириться с фатализмом. Человек интуитивно чувствует, что он свободен, хотя все книги говорят обратное. И поэтому «снимает кипу». Только потому, что религия ограничивает свободу выбора человека. Когда свобода выбора вернется в религию и станет ее краеугольным камнем — начнется религиозное возрождение. Рав Кук говорил об этом еще 100 лет назад

Где ты?

Поэтому основной вопрос хасидизма — это «где ты»? Не «где Б-г» (типа, где был Б-г во время Катастрофы» — вопрос, ответ на который мы никогда не узнаем…), а «где Ты». Все остальное — в известном смысле, менее существенно. Говорят, что хасидизм — это «раскрытие Б-жественной сущности». А может, лучше сказать, что хасидизм — это раскрытие сущности человека? И «эцем коре леэцем» — когда раскрывается сущность человека — тогда «сущность обращается к сущности» — они находят друг друга легко и естественно? А пока человек убегает от своей сущности — о какой Б-жественной сущности он может говорить?

Есть известный мидраш что Б-г сотворил мир, и он ему «не понравился». И тогда он его разрушил и т.д Что значит «не понравился»? Может, все же это программа, и Ему не понравилась, как она работает?

Есть не менее известное место в Берейшит, где сказано «и огорчился в своем сердце» и Раши на него. Но то что говорит Раши это ответ апикорсим. А как на самом деле? А может быть пшат это и есть настоящий смысл. Что в известном смысле, по крайней мере, для нашего сознания, ибо Тора дана нам здесь, Вс-вышний, когда творит мир, «не знает», что будет через 1000 лет? Ибо, если он знает все во всех деталях — это означает просто, что мир не существует, и не был сотворен.

Творение мира — это «пустое пространство». Пустое пространство — означает, что Б-г «не знает», что будет. Вопрос, нсколько он «на самом деле» не знает — зависит от концепции пустого пространства.

*

Если нет настоящей свободы, то нет ни тонуса ни смысла для действия