О "незнании" Б-га



Непредсказуемость

Вопрос.

Когда родители "делают" ребенка - они знают во всех деталях, как сложится его судьба? Ответ очевиден.

Когда я покупаю, скажем, машину - я точно знаю заранее по каким дорогам я буду ездить? - Ответ тоже очевиден.

Я к тому, что совершенно не обязательно предполагать, что когда Б-г создал этот мир, и каждого конкретного человека, он создал множество "снапшотов" всех его будущих состояний.

Сегодняшнему умонастроению куда ближе, что он создал программу, создал компьютер, и запустил эту программу на компьютере. Если программист заранее знает результат расчетов - программа не нужна. Если Б-г заранее знает, что будет - зачем Ему этот мир?

Понятно, что средневековое мышление не могло себе представить, что означает "программа". Но сегодня мы знаем, что ДНК это тоже программа, и что "математическое моделирование" это сегодня основной метод расчетов.

Что мешает нам скорректировать "модель" Б-га в сторону, что Он заложил в каждого из нас программу, и запустил ее на исполнение. И вмешивается только в экстремальных случаях?

Собственно, Шагар так и говорит - что "большой взрыв" (разбитые сосуды) внес в систему непредсказуемость.?

Различие между религией и атеизмом

В известном смысле, различие между религией и атеизмом не в том, какая у нас теория происхождения мира, ибо, по большому счету, какая разница? Из бульона или из глины, что это меняет? Разница - или человек свободен и несет всю ответственность за свою жизнь и свои поступки, или нет. И современное сознание не способно мириться с фатализмом. Человек интуитивно чувствует, что он свободен, хотя все книги говорят обратное. И поэтому "снимает кипу". Только потому, что религия ограничивает свободу выбора человека. Когда свобода выбора вернется в религию и станет ее краеугольным камнем - начнется религиозное возрождение. Рав Кук говорил об этом еще 100 лет назад

Где ты?

Поэтому основной вопрос хасидизма - это "где ты"? Не "где Б-г" (типа, где был Б-г во время Катастрофы" - вопрос, ответ на который мы никогда не узнаем...), а "где Ты". Все остальное - в известном смысле, менее существенно. Говорят, что хасидизм - это "раскрытие Б-жественной сущности". А может, лучше сказать, что хасидизм - это раскрытие сущности человека? И "эцем коре леэцем" - когда раскрывается сущность человека - тогда "сущность обращается к сущности" - они находят друг друга легко и естественно? А пока человек убегает от своей сущности - о какой Б-жественной сущности он может говорить?

Есть известный мидраш что Б-г сотворил мир, и он ему "не понравился". И тогда он его разрушил и т.д Что значит "не понравился"? Может, все же это программа, и Ему не понравилась, как она работает?

Есть не менее известное место в Берейшит, где сказано "и огорчился в своем сердце" и Раши на него. Но то что говорит Раши это ответ апикорсим. А как на самом деле? А может быть пшат это и есть настоящий смысл. Что в известном смысле, по крайней мере, для нашего сознания, ибо Тора дана нам здесь, Вс-вышний, когда творит мир, "не знает", что будет через 1000 лет? Ибо, если он знает все во всех деталях - это означает просто, что мир не существует, и не был сотворен.

Творение мира - это "пустое пространство". Пустое пространство - означает, что Б-г "не знает", что будет. Вопрос, нсколько он "на самом деле" не знает - зависит от концепции пустого пространства.

*

Если нет настоящей свободы, то нет ни тонуса ни смысла для действия

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .