Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Философия диалога



Меня в последнее время сильно занимает идея диалога и философии диалога, которую развивает Ilya Dvorkin, я пока что не могу сказать. что я совсем «въезжаю» в идею, может совсем нет. Но я пытаюсь «перевести» это в систему знакомых мне понятий.

Вопрос, можно ли сказать, что классическое рабби Нахмановское «единственное творение это махлокет» (так излагает Шагар) это и есть идея диалога?

«В начале сотворил Вс-вышний небеса и землю» — чтобы они спорили между собой, и в результате договорились между собой?

Вечный спор Яакова и Эйсава, иудаизма и христианства — возможно, это для того, чтобы был диалог?

На физическом уровне «разность потенциалов» это условие диалога, а выравнивание всех потенциалов — это тепловая смерть вселенной?

Возможно, это объясняет некоторые особенности религиозного языка.

Начиная с «этот говорит вся моя и этот говорит вся моя».

Если каждый говорит половина моя — то нет диалога. Нет махлокет, нет спора — нет и диалога. Каждый взял свою половину и пошел себе.

Но, может быть, Вс-вышний хочет, чтобы был спор, был диалог, был конфликт? И поэтому Тора, Тора истины, говорит, что ты должен говорить «целиком моя», а не «половина моя». Потому что иначе ты нарушаешь основную заповедь «спора», конфликта, диалога?

Интересно посмотреть на конфликт Каина и Авеля с этой точки зрения. В конечном счете, Вс-вышний «провоцирует» этот конфликт, обращаясь к жертве Авеля и т.д. Что же тогда хотят от Каина? Возможно, от Каина хотят, чтобы был диалог? Чтобы спор не переходил в убийство?

Собственно наша глава Вайешев это та же тема.

Собственно, конфликт хасидизма и «литовского» иудаизма — это та же тема. Алтер Ребе вышел из тюрьмы и сказал своим хасидам «успокойтесь. Мы победили — это не означает, что мы сейчас должны плясать и танцевать и унижать своих противников».

Понятно, что конфликт «сионистов» и «антисионистов» это та же схема. И даже конфликт «светских» и «атеистов».

Может быть это объясняет, действительно, странный факт, что Ребе называет предыдущего Ребе «главой поколения». У предыдущего Ребе было несколько тысяч хасидов. И вряд ли кто то еще считал его главой поколения, кроме его собственного зятя… Понятно, что есть объяснение, что Ребе имел в виду себя. Но даже Ребе — это явно не весь народ Израиля. Сколько есть хабадников? Несколько десятков тысяч семей. Почему же тогда «глава поколения»? — Может, ответ тот же. По Торе ты должен сказать «я глава поколения». А то, что прийдет еще кто-то и скажет, «я глава поколения» (как например рабби Нахман считал себя главой поколения и т.д.) — это нормально. Это начальное условие спора.

Есть такой стих «одно говорил Вс-вышний, два я услышал». Несколько перефразируя этот стих, Вс-вышний говорит ко всем, но каждый слышит что-то свое. И каждый чувствует, что Б-г говорит только с ним (известное уточнение «Я Вс-вышний Б-г твой», в единственном числе).

Вс-вышний говорит со всеми нациями. И каждая нация слышит свое. Вс-вышний говорит со всеми религиями. И каждая религия слышит свое.

Так может быть, пришло время понимания, что цель этого разделения — это диалог, а не конфликт?

*

Розенцвейг говорит (если я правильно понимаю) что есть треугольник: Б-г, мир, человек. И каждый из них говорит «есть только я». Может быть, снова, это только приглашение к диалогу?

*

Из одной книжки по нейропсихологии: трехлетний ребенок обращается к маме: не уходи, пока ты здесь я тоже здесь. То есть я существую пока ты существуешь и смотришь на меня (в связи с лекцией Ильи о диалоге)