Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Что есть предложить религии сегодня?



(4 дек 2019)

Я с утра ходил злой и сам не свой — как же я попал с этим Хабадом.. и с религией вообще. И вот написалось…

И все же. После того как наука ушла вперед. А религия осталась там, где она осталась. Что есть предложить религии?

Может ли хабадская психология состязаться с современным психоанализом и нейропсихологией?

Ответ, как мне кажется: качество рахамим. Весь мир сотворен как известно (рабби Нахман и еще) только для того чтобы раскрылось качество рахамим. Рахамим не означает жалеть всех подряд правых и неправых, здоровых и больных, работающих и бездельников (с упором на последних). Но «только тех, к кому относится язык рахамим».

То есть качество дин есть в мире изначально. И качества хесед — жалеть даже тех, кто не заслуживает жалости в мире тоже есть. Но вот качество рахамим — жалеть тех, кто заслуживает жалости — это нечто специальное, нечто, в чем отражается и раскрывается ацмут.

Пример: еврей, который не соблюдает. Не потому, что не хочет, а потому что вырос в стране где атеизм был официальной религией. Это классический пример, когда «применим язык жалости». То есть, жалеть тех, кто заслуживает жалости.

Как можно вернуть таких евреев? Рав говорил как-то о «рахамим ацумим». Такая ступень рахамим, которая называется рахамим ацумим.

Еще пример? Катастрофа. После Катастрофы пробудился аспект рахамим гдолим, великого милосердия. И поэтому было создано государство и началось собирание изгнанников.

Еще пример? После погромов Хмельницкого пробудилось качество рахамим и раскрылось учение хасидизма.

Кстати, раскрытие каббалы Ари было, кажется, связано с инквизицией и т.д.

Это, кстати, объясняет, что весь хидуш (новость) хасидизма — это новая ступень раскрытия рахамим. «Любить законченного грешника как законченного праведника»