"Постоянное удовольствие не есть удовольствие"
Продолжаю «переваривать» русский шабатон в Лос Анжелесе в последний шабат.
Есть такой принцип, один из первых, наверное, услышанных мной от Ури Камышова в свое время, что «постоянное удовольствие не есть удовольствие»
Баал тшува каждый, наверное, в первый момент, когда он приходит, чувствует огромный свет, огромную энергию. Чувствует, что нашел абсолютную истину. И «зависает» на этом удовольствии и этой истине. А удовольствие становится все меньше и меньше, потому как «постоянное удовольствие не есть удовольствие». И ощущение истинности пути, которое, скорее всего с этим связано, тоже становится все меньше.
Что делает баал тшува? Правильно, решает, что нужно делать более глубокую тшуву (открытым текстом в Тании что это «лекарство» от тимтум а-лев (отупения сердца)). Решает еще больше замкнуться только на «своем» единственно правильном (хасидском, литовском, каком-то еще пути).
У кого-то на этой почве едет крыша. Кто-то скатывается в фанатизм. Кто-то «просто» посвящает годы на то, чтобы узнать все о «ничто».
Потом… потом происходит что-то, что «пробивает» защиту, и ты остаешься с ощущением что потратил годы, чтобы достичь «точки сингулярности». Ну и что ты достиг?
Потом, правда, защита быстро восстанавливается и ты снова возвращаешься под уютный и привычный колпак мистического взгляда на мир.
Потом приходит еще что-то, что снова пробивает твою защиту и ломает твои модели.
Но все равно, большинство из нас остаются на «только моей версии иудаизма».
Тем более удивительно было встретить людей, которым по большому счету, по барабану, какая у тебя версия (смартфона) иудаизма… которые нашли гармонию между хлебом (пшат), маслом (хасидут), вином и водкой…
Вот это понимание, что нет одного ответа на все вопросы. Нет одной «теории всего». И поэтому нужно как-то построить свою жизнь, а не носиться с мыслью что нам (Хабаду или ученикам рава Гинзбурга или еще кому) открылась абсолютная истина.
Какая связь? Потому что сознание того, что тебя «избрали» и открыли «только тебе» абсолютную истину — «освобождает от химеры называемой совестью» (собственно к левым и светским это тоже относится вполне).
Основное достоинство Моше, за которое он, возможно, был избран руководить народом, это достоинство сомневаться: «а что если скажут: не открылся тебе Б-г»?
*
Может быть известный (и неподтвержденный) ворт что «тот, кто верит всем историям о Баал Шем Тове — глупец, а тот кто не верит что это могло произойти — апикорес» — как раз определяет «пространство» веры.
Например, весь шум насчет «Ребе жив» сводится к более-менее известной фразе предыдущего Ребе «для меня мой отец жив». Обратите внимание на это «для меня»… Хотя, как известно, «то, что для Ребе вопрос сомнения для хасида уже абсолютная истина»