Продолжаю "переваривать" русский шабатон в Лос Анжелесе в последний шабат.
Есть такой принцип, один из первых, наверное, услышанных мной от Ури Камышова в свое время, что "постоянное удовольствие не есть удовольствие"
Баал тшува каждый, наверное, в первый момент, когда он приходит, чувствует огромный свет, огромную энергию. Чувствует, что нашел абсолютную истину. И "зависает" на этом удовольствии и этой истине. А удовольствие становится все меньше и меньше, потому как "постоянное удовольствие не есть удовольствие". И ощущение истинности пути, которое, скорее всего с этим связано, тоже становится все меньше.
Что делает баал тшува? Правильно, решает, что нужно делать более глубокую тшуву (открытым текстом в Тании что это "лекарство" от тимтум а-лев (отупения сердца)). Решает еще больше замкнуться только на "своем" единственно правильном (хасидском, литовском, каком-то еще пути).
У кого-то на этой почве едет крыша. Кто-то скатывается в фанатизм. Кто-то "просто" посвящает годы на то, чтобы узнать все о "ничто".
Потом... потом происходит что-то, что "пробивает" защиту, и ты остаешься с ощущением что потратил годы, чтобы достичь "точки сингулярности". Ну и что ты достиг?
Потом, правда, защита быстро восстанавливается и ты снова возвращаешься под уютный и привычный колпак мистического взгляда на мир.
Потом приходит еще что-то, что снова пробивает твою защиту и ломает твои модели.
Но все равно, большинство из нас остаются на "только моей версии иудаизма".
Тем более удивительно было встретить людей, которым по большому счету, по барабану, какая у тебя версия (смартфона) иудаизма... которые нашли гармонию между хлебом (пшат), маслом (хасидут), вином и водкой...
Вот это понимание, что нет одного ответа на все вопросы. Нет одной "теории всего". И поэтому нужно как-то построить свою жизнь, а не носиться с мыслью что нам (Хабаду или ученикам рава Гинзбурга или еще кому) открылась абсолютная истина.
Какая связь? Потому что сознание того, что тебя "избрали" и открыли "только тебе" абсолютную истину - "освобождает от химеры называемой совестью" (собственно к левым и светским это тоже относится вполне).
Основное достоинство Моше, за которое он, возможно, был избран руководить народом, это достоинство сомневаться: "а что если скажут: не открылся тебе Б-г"?
*
Может быть известный (и неподтвержденный) ворт что "тот, кто верит всем историям о Баал Шем Тове - глупец, а тот кто не верит что это могло произойти - апикорес" - как раз определяет "пространство" веры.
Например, весь шум насчет "Ребе жив" сводится к более-менее известной фразе предыдущего Ребе "для меня мой отец жив". Обратите внимание на это "для меня"... Хотя, как известно, "то, что для Ребе вопрос сомнения для хасида уже абсолютная истина"