Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Атеизм, который выше, чем религия



Все проблемы современного иудаизма — опять же, это рав Кук — от того, что не изучают сокрытой Торы. Все эти безумные охмурения и устрожения — это только от того, что изучается только «ниглэ» (открытая Тора) без связи с изучением основ веры, философии и каббалы. Поэтому попробую привести здесь следующую дискуссию, представляющуюся мне принципиально важной.

Парадокс, но, кажется, светское мировоззрение (особенно пантеизм Спинозы — по мнению יהודה יפרח) куда ближе к философии хасидизма, чем классическое религиозное.

Но, поскольку хасидизм никто не учит по-настоящему, и то, что обычно изучается — это «пшатные» сихот и т.д. — то создается впечатление, что хасидизму нечего сказать современному мыслящему человеку. Хасидизму есть чего сказать. И Мартин Бубер, и Розенцвейг, и многие другие в 20 веки — получили «ашраа» именно из учения хасидизма на то, что они развили. Сегодня есть Шагар зацаль и его ученики, которые продолжают очень глубоко копать в хасидут. И рав Гинзбург, дай Б-г ему долгих лет жизни, который рискует говорить «выше Ацилут».

А «выше Ацилут» — это «холь» («будни») — цитата из маамара Ребе по поводу плодов 5 года. Четвертый год — сказано в том маамаре — это Ацилут. А в пятый год можно кушать где угодно, это становится «хол», будничным. Ребе объясняет, что это выше Ацилут. Это как раз тот «атеизм», который выше, чем религия (из одного из уроков рава Гинзбурга у меня сложилось впечатление, что уже в «Аба и има» Ацилут нет «религии» в привычном нам смысле). Поэтому рав Кук говорит что «кфира» халуцим выше чем религия старого йишува.