"Где ты" — как первый диалог в Торе



(по мотивам лекций Ilya Dvorkin)

А может быть воля Вс-вышнего, по крайней мере в этом поколении - это диалог? Вс-вышний хочет говорить с нами. Ему надоело только приказывать, и видить в нас только исполнителей? Все ведущие философские системы двадцатого века говорят о диалоге, не о монологе. Современная религия это религия диалога. Что так поразило молодого Розенцвейга в ортодоксальной синагоге в Йом Кипур, когда он уже почти решил креститься? Может быть именно это? Он услышал там, как евреи говорят с Б-гом? Не только слушают. Не только исполняют его волю. Разговаривают с Ним. На равных. Тогда он выбрал иудаизм.

*

Завтра йуд тет кислев. Новый год хасидизма. Когда спрашивают, что нового принес хасидизм? Отвечают, что новость хасидизма в том, что хасид не одинок, и Ребе не одинок. Надо еще проверить насколько это так сейчас, но, наверное, можно дополнить. Что Вс-вышний не одинок. Что между Б-гом и человеком есть диалог, а не только монолог. Это есть религия Авраама. Он был первый, кто решился на диалог с Б-гом.

*

В этом смысле я не понимаю, что хотят от "бней Ноах". "Ноах" - это "нах" - молчащий, как в "шва нах" - "молчащее шва". Сейчас нужны "бней Авраам", не "бней Ноах"

*

Диалог начинается с крика. Диалог начинается с ьоли. Диалог - самый первый диалог в Торе начинается с падения, с греха древа познания. Получается, что падение человека и его страдание - это ключ к диалогу

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .