Наша Тшува должна что то изменить с Натаном Котлером
Я когда-то пытался говорить с Шерки.
Я даже живу совсем недалеко от него.
Я живу в Гиват-Шауле.
Время от времени мы встречаемся на улице, но разговора не получилось.
Моя идея, что именно русская тшува может что-то реально изменить.
Я об этом пишу у себя.
Когда я только начинал делать тшуву в 1982-1983 году, было такое ощущение, что наша тшува должна что-то изменить кардинально.
Я до сих пор в это верю.
Я где-то полтора года назад пошёл в одну ешиву, Гар Эцион.
Я задал один неприличный вопрос.
Чем это закончилось?
Закончилось полицией, закончилось психушкой.
Я всего лишь задал неприличный вопрос.
Слава Богу, я вышел из психушки.
Если они такие «сильные», что они 10 человек меня вытаскивали из ешивы, откуда же у них будет силы воевать?
Через некоторое время я вижу ролик в Ютьюбе.
Сын рава Мейдана рассказывает, какой он героический человек, пришёл после войны без двух ног, и он горд тем, что он воевал за Землю Израиля.
А потом я видел ролик Мейдана старшего, папы.
Он говорит: если бы осталось хотя бы колени, то можно было сделать протезы, а вот поскольку нету даже коленей, то вот не знаем, что теперь делать.
Я не хочу сказать, что я злорадствую, нет, но одно с другим связано.
Когда я прихожу в ешиву задать вопрос.
Может быть, неприличный, может быть, некорректный.
И меня вытаскивают из ешивы десятерым?
Вызывают полицию?
Полтора года назад, я вообще снял кипу и сказал: оставьте меня с этими религией.
Сейчас у меня немножко другая концепция относительно религии.
Но то, что с раввинов не с кем разговаривать — на самом деле, не с кем разговаривать.
Даже Шерки, который, в общем-то, один из самых приличных, безусловно — тоже не с кем разговаривать.
Тем не менее, у меня есть какое-то такое внутреннее убеждение, что с русской улицы может прийти обновление.
Это я могу сказать.
Пару лет назад я поругался с Полонским.
Я ему сказал: все, что ты говоришь про рава Кука, это вообще не имеет никакого отношения к настоящему раву Куку.
Он, естественно, не понял.
Я не помню, если мы с тобой когда-то так всерьез разговаривали.
По-моему, нет.
Но тем не менее, сейчас новый год.
Есть новые начинании.
Не знаю, если это интересует тебя.
Я могу посылать тебе несколько моих видео, каков мой направление вообще.
Если нет, все в порядке, мы ничего не потеряли.
Мой последний ролик, именно о том, что есть два абсолютно разных типов душ, два абсолютно разных миро ощущения.
Это классическая идея, Верхний мир и нижний мир.
В моих глазах ты человек этого мира.
И поэтому ты читаешь рав Кука, как человек этого мира.
А я принадлежу к другому абсолютно миру ощущения.
И поэтому я вижу в Рав Куке, прежде всего, личную религию.
Есть прекрасная книга на английском.
Я не знаю, если ты ее видел или нет.
На иврите тоже есть.
Есть книга «Психология Бога», цитаты, которые говорят в основном о личном служении Бога.
Когда я увидел эту книжку, я сказал: если это рав Кук, то мне это интересно.
Цви Егуда был человеком этого мира абсолютно.
Реалист этого мира.
И поэтому он тщательно убирал вообще все, что касается реальной духовности.
Поэтому представление у рав Куки, которое прошло через Цви Егуду, это абсолютно реалистический взгляд на этот мир.
Хотя, когда я начал читать Орот, это святая книга совершенно верхнего мира, абсолютно верхнего мира.
Это своего рода квантовые эффекты, которые я называю…
Бог как бы делит себя пополам.
Точнее сказать, квантовые эффекты, как человек не может одновременно измерить два аспекта квантовых.
Электрон иногда выглядит, как частица иногда выглядит, как волна.
И невозможно измерить два параметра одновременно, как скорость и массу.
Примерно такие же эффекты есть в религии.
Или в душах, называют как угодно. Хотя я с тобой лично никогда не общался, но я так предполагаю, что есть человек абсолютно этого мира. Ничего плохого в этом, естественно, нет.
Просто есть совершенно другой тип людей. Если хочешь, можно сказать, что это Йосеф и Иуда. Я об этом довольно много говорю, на самом деле, в своих роликах.
Если это интересно, я могу немножечко объяснить, о чем идет речь. Это два абсолютно разных взгляда на мир. И в этом и есть принципиальная разница между тобой и Полонским.
Ты человек этого мира.
Поэтому ты видишь Рав Кука, как Цви Еуда.
А вот Полонский совершенно другого типа человек.
И поэтому ему я объяснил, что он на самом деле ничего не понимает .
Для того, чтобы понять, что я хочу сказать, надо разбираться с довольно многими вопросами психологии.
Я не уверен, что ты вообще когда-то занимался психологией.
Я большая часть своей времени был Хасид Хабад.
Хасид Хабад и психология – это очень близкие идеи.
Особенно Рав Гинзбург делает из психологии сосуд для служения Богу.
Когда вывел книжку «Психология Бога», я сказал, если это Рав Кук, то я за.
В этом ролике который я тебе прислал я объясняю концепции двух типов души, Иосиф и Иуда.
Попробуй.
По порядку, значит, насчет пятикнижия я с тобой сто процентов.
Два года назад я попал в больницу с опухолью мозга.
Шансы выздороветь были достаточно непонятные.
Основная проблема после операции была, что я не помнил ни одной буквы. Ни одной буквы.
Я пытался учить Алыф бет второй раз, это получалось очень плохо.
В конце концов, я попросил кого-то дать мне этот букварь, называется Масора.
Я начал его штудировать с самого начала, с Алыф, Алыф, Алыф, Бет, Бет, Бет.
Через три месяца, примерно, я начал потихонечку читать.
До сих пор мне достаточно сложно читать.
И когда я начал читать второй раз, то я начал читать Тору.
И тогда я начал обращать внимание, насколько буквальный смысл абсолютно противоречит комментарию Раши.
Раши в основном политик, в основном его задача была защитить иудаизм от христианства.
Я нашёл в своё время такую книжку, в которой говорили, что на самом деле всё, чем занимался Раши, как раз это время, 11 век, когда начинается христианство в Европе.
Задача Раши – защитить иудаизм от христианства.
Ради этого он пишет эту комментарий.
Когда ты это понимаешь, начинаешь понимать, почему Раши пишет именно так.
Например, первый Раши, который говорит, «Ради Израиля и ради Торы».
Почему он должен говорить, что это «Ради Израиля»?
Потому что христиане говорят наоборот.
Чем отличается хумаш от Рав Кука?
Рав Кук говорит, что все что он говорит – это по кабале.
Если ты думаешь, что можно учить кабалу как хумаш Раши, я сомневаюсь.
Если есть две противоположности, то это хумаши и кабала.
Это два разных мира.
Когда ты берёшь Рав Кука, который прежде всего кабалист, и все что он говорит это по каббале, ты говоришь: давайте возьмём рав Кука буквально.
Это невозможно, самая первая фраза в Орот – говорит о том, что без кабалы ты не можешь понять вообще ничего, что такое Земля Израиля.
Я добавлю, без того, что у тебя есть хотя бы минимальное представление о кабале или о хасидизме, ты не можешь понять ничего, что говорит Рав Кук.
Ты – Иуда, я – Йосеф.
Тип Иуды – это тип человека общественного.
Семья, народ, нация и всё остальное.
Я совершенно другой тип людей.
Люди чисто личностные, которым очень трудно быть в семье, если вообще есть семья.
Тем не менее, 20 лет я был женат, потом развёлся, слава богу.
Совершенно не ищу второй раз.
Левые, типа Занда, книгу которого я прочитал с большим удовольствием это тип людей, который мне очень близок.
То, что Занд говорит, что никакого еврейского народа нет.
С точки зрения этого мира верхнего, действительно, народа не существует. А вся идея еврейского служения богу – это соединить эти два мира. Есть несколько выражений в этом.