Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Жениться на Ребе"



(Возможно, этот пост кого-то шокирует. Не впервой… Тем не менее, постарайтесь понять, о чем речь, перед тем как выражать свое возмущение в редакцию…)

Принято говорить, что отношения хасида и Ребе — это как отец и сын. «Сыновья это ученики». Один из последних уроков рава — как раз на эту тему, рав даже говорит, что «ученики — это даже больше чем биологические дети. И рав, ребе — это больше чем биологический отец».

*

Рав политкорректен, как всегда. Я не всегда политкорректен. Я как-то слышал на фарбренгене несколько шокирующую фразу: «отношения между хасидом и Ребе это как он и она»… Слышал ли я «нужно жениться на Ребе» или я сам придумал — точно не могу сказать…

Однако, если убрать ложный стыд, и ложные ассоциации, что имеется в виду?

Один хороший семейный психолог сказал мне однажды, что «с детьми не бывает секса». Что имелось в виду? Имелось в виду стандартная достаточно ситуация, когда один из супругов — ментально, морально — ребенок. Бывает, наверное, или даже как правило — когда оба супруга ментально незрелы, не готовы к браку.

Что означает брак двух зрелых людей? Это означает, что оба пришли, чтобы отдавать. Что означает брак незрелых людей? Что оба пришли, чтобы получать. И тогда начинаются вечные проблемы — ты обещал вынести мусор, ты должен мыть посуду, стирать пеленки, вставать к ребенку, и вообще ты меня не любишь…

Где проблема? Проблема только в том, что ребенок очень хорошо умеет получать, и очень плохо умеет отдавать. Но то он и ребенок. Но — «с маленькими детьми не бывает секса». Как правило, такой брак не успешен — даже чисто на физическом уровне. Им плохо будет в постели, если один из них ребенок, тем более если оба они дети. Каждый будет стремиться к максимальному само наслаждению, а что происходит с партнером это в принципе не интересно…

*

Интересно, что Хазаль были вполне в курсе этих тонкостей, и есть достаточно известное высказывание Хазаль, что если женщина «кончает» раньше, чем мужчина, то рождаются мальчики. А если мужчина достигает оргазма раньше, чем женщина, то рождаются девочки.

Отсюда простое правило. Если в семье в основном мальчики — будьте уверены, что это хорошая крепкая здоровая семья. Оба супруга — ментально взрослые люди, которые хотят и умеют отдавать свою любовь. А если в основном девочки — то скорее всего супруги маленькие дети, или, по крайней мере, супруг маленький ребенок.

Бесполезно уговаривать ребенка расти — но полезно понимать, где мы держим.

После этого длинного предисловия я хочу вернуться к теме данного поста.

*

Отношения хасида и Ребе могут строиться по классической схеме учитель-ученик. Никто не спорит, учитель и ученик — это замечательно. Есть только одна проблема.

В чем проблема? Проблема в том, что в этих отношениях не раскрывается сущность. Если один только получает, а другой только отдает — там нет раскрытия сущности. Там может быть очень большой свет, но там не раскрывается сущность.

Где же раскрывается сущность? Сущность раскрывается в отношениях между супругами. Там происходит раскрытие сущности и рождение новой жизни.

Какое служение требуется от нас сейчас? Кем мы должны быть по отношению к Вс-вышнему, и кем мы должны быть по отношению к Ребе, к праведнику?

Мы говорим о приходе Мошиаха, о «седьмом поколении» или даже «восьмом» поколении. Не важно, как это называется. Так или иначе, приход Мошиаха означает раскрытие Сущности. Приход Мошиаха означает «свадьба» Вс-вышнего и еврейского народа. «Свадьба» означает только одно: взрослость «невесты» и полное равенство. «Шавим бекоматам» («одного роста» — есть такое понятие в каббале). «Кол доди» — «голос друга моего» — «друг» означает здесь супруг, или жених. Тшува, к которой пробуждает «голос друга моего» — это тшува, означающая взрослость и ответственность. Не тшува маленького ребенка, описавшегося в царском дворце (классический пример в Хазаль на «красную корову» искупающую грех тельца)

Если я строю свои отношения с учителем/равом/Ребе/Вс-вышним только как ученик — то, по большому счету, это только гилуим (раскрытие света), это не ацмут (сущность). Для того, чтобы привести мошиаха (что бы это ни означало. Я не знаю, что это означает, но я понимаю, что практически это значит, что нам нужно вырасти, стать взрослыми. Стать взрослыми и «выйти замуж» за Вс-вышнего это и есть Мошиах) нужно раскрытие ацмут.

«Жениться на Ребе» означает, что здесь нет отношений машпиа-мекабель, учитель-ученик. Есть два равных партнера. Есть равная ответственность, есть понимание, что Ребе (или рав) зависит от тебя, может быть, еще больше, чем ты от него, и есть желание отдавать, а не получать. Есть также трезвый взгляд на вещи. Дети, знаете ли, любят идеализировать своих родителей. В отношениях между супругами это не работает.

«Жениться на Ребе» означает взять на себя полноту ответственности. Ты уже не ребенок. Ты видишь проблемы. Но это пробуждает в тебе желание действовать, а не убегать.

*

До сих пор теория.

Что это значит практически?

Мы уже взрослые люди. Я думаю, большинство моих читателей — взрослые люди. Я пришел к раву уже взрослым человеком, уже за 40 — может, этим я отличаюсь от большинства учеников рава, пришедших к нему в основном молодыми людьми.

В 40 + я не способен быть учеником. Я не могу вернуться в детство. Я не хочу, на самом деле вернуться в детство. Я на самом деле, не ищу учителя, я скорее ищу партнера. Который поможет мне реализовать себя, которому я могу помочь реализовать себя. Я прихожу с желанием отдавать. А если я что-то получаю — я не ради этого там. Я ради отдачи, не ради получения.

Я пришел к раву — в тот момент что я понял, что это мое — первое мое, абсолютно бессознательное движение было — что я могу сделать для рава? Видео? — Я буду делать все за свои деньги, я никогда не попрошу, чтобы мне оплатили аппаратуру, или время или еще что-то. Я могу купить бутылку водки на фарбренген — одно время у меня была такая фишка — на каждый фарбренген я покупал бутылку абсолюта. Я не знаю как это вышло, это было абсолютно естественно, как бы «а как можно по-другому».

Также год назад, когда возникла идея вдохнуть новую жизнь в проект «Хасидус.ру», с благословения и одобрения рава — довольно быстро мы поняли — и я, и рав — что это будет работать только в модели полной самостоятельности и независимости. Никто не будет мне говорить, что писать и что переводить и как переводить. Это также означает, что никто не будет платить мне зарплату (даже если предположить, что кто-то собирался, и что были бы деньги). Я тогда говорил, что подход Ребе был «хай носэ эт ацмо», «живой несет себя сам». Другими словами, если это живое, и если это мой шлихут, то это должна быть моя проблема найти людей, которые будут это финансировать.

Это, кстати, обсуждалось в свое время с равом и с Галь Эйнай. В конечном счете, рав принял мою позицию. И теперь, когда я иногда хочу вернуться к модели «маленького ребенка» мне говорят: Ицик, ты должен работать только самостоятельно… Инициатива наказуема как известно…

Если у меня и сложились какие-то «особые» отношения с равом (некоторые так говорят, я не опровергаю и не подтверждаю) — это, наверное, потому, что я пришел как взрослый человек, с трезвым взглядом на вещи, и с желанием отдавать, а не получать.

**

Теперь вернемся к нашим баранам. Слава Б-гу, за последний год сложилась небольшая группа людей, которым интересно то, что я пишу, и которые участвуют в уроках, и т.д. Я очень рад этому, я очень рад, что есть несколько человек, которые действительно стали моими учениками и партнерами, я надеюсь, что их число будет расти, что наше сотрудничество будет только развиваться.

У меня только одна проблема. Некоторые из них пришли с желанием поиграть в маленьких детей. «Папа, а когда будет урок». «Папа, объясни, пожалуйста, непонятное место». «Папа, а почему ты выражаешься на иврите непонятными словами…»

Ответ, подсказанный одной из моих корреспонденток (вместо того, чтобы готовиться к уроку я всю ночь сидел переводил урок рава, а потом под утро пошел спать, проснулся гипс — 10 утра, а надо добежать до 770 и помолиться еще). Я не папа. Я не играюсь в папу. Мне это не интересно быть папой взрослым людям, которым за сорок, или под сорок, а некоторые из которых, кажется, старше меня.

Отношения между взрослыми людьми — это или партнерство на равных. Или это обман.

Я скажу очень просто. Я сейчас нахожусь в состоянии борьбы за выживание. Мне интересно, мне жизненно важно найти партнеров, а не маленьких детей, которые будут смотреть мне в рот, и задавать глупые вопросы или предъявлять глупые претензии. Жесткие или даже жестокие вопросы задавать можно (и нужно).

Если в прошлом поколении Мошиах не раскрылся — это только потому, что хасиды сделали из Ребе «папу»… Если мы сумеем это исправить — мы приведем Мошиаха и геулу (только не спрашивайте у меня что это значит на практике. Это значит что ацмут раскроется здесь, но не спрашивайте как это будет выглядеть).

**

Собственно, это основная проблема нашей тшувы. В последнее время зарождающегося на пост-советском пространстве движения Бней Ноах тоже. Я постоянно слышу «мы хотим учиться у евреев». Не надо «учиться» у евреев. Нужно «жениться» на евреях…

Приходят взрослые люди. И превращаются в маленьких детей. Не важно, или они сами так делают или из них делают маленьких детей. Суть от этого не меняется. Геула это свадьба. Вс-вышнего и Израиля. Это значит — рав объяснял летом, что сфира превращается в парцуф. Становится взрослой. И тогда она может «жениться». И тогда приходит геула.

Что происходит, когда из баал тшувы сделали ребенка? То, что сказано выше. С маленькими детьми нету секса. Нет кайфа, нет «секса» в таком иудаизме, где они играют роль маленьких детей… Если конечно, не называть «кайфом» и «сексом» стоять со спущенными штанами, и чувствовать на своей ж..е папину розгу…

**

Специально для тех, кого, возможно, шокирует выставленное в заголовок выражение.

Вся идея хасидизма, как известно, это поднять упавшие искры Святости. Нет ничего в мире, в чем не было бы искр святости. В каждом грехе, в каждом падении обязательно есть святая искра.

Что означает «святая искра»? Это означает, что в своем корне это какая-то очень высокая и святая вещь. Но когда она «падает» в этот мир, и «материализуется» она превращается в свою противоположность. Более того, есть общее правило, что «то, что выше наверху — падает ниже всего внизу».

Увы, в нашем поколении мы «удостоились», что воспитатели и педагоги, находившиеся в первых рядах учителей и воспитателей в Израиле, упали, попали, опустились — называйте как хотите — до запрещенной физической связи со своими воспитанниками. И имена этих воспитателей и учителей (в Израиле все знают о ком речь и так, а не в Израиле — нет надобности называть имена) слишком громкие, чтобы просто покачать головой, поцокать языком, и сказать, аяяй, как же нехорошо!

Рав как-то говорил о том, что все запрещенные связи в Ацилут — это самые большие заповеди. Легко понять, что «связь» ЗА и Малхут — это «связь» брата и сестры. Только там это мицва. И так далее.

Подобно этому можно предположить (я не слышал от рава, но можно предположить), что также все эти случаи, когда лучшие из педагогов Израиля упали и опустились до сами-знаете-как-это-называется — это потому, что по сути своей, связь учителя и ученика это нечто большее, чем отец и сын. Это больше, чем отец и сын. Это, в известном смысле, «зугиют» (собственно, любая связь машпиа и мекабель это зугиют, как известно). И пока это остается чисто в духовной области — это самая святая связь, которая только может быть. И поднимает и учителя и ученика, и хасида и Ребе — до высших уровней святости. Но как только эта связь «материализуется», «овеществляется» (это относится, в общем, ко всем понятиям и аналогиям каббалы, как известно) она немедленно «падает» в клипу. Пока это чисто духовная связь — все в порядке! Проблема начинается там, где эта духовная связь «перетекает» в материальные сферы.

Означает ли это, что учителю следует отгородиться каменной стеной от учеников, чтобы не дай Б-г кабы чего не вышло? — Рав всегда говорит, что вся Тора — это промежуточные ситуации. Страх согрешить также легко (может еще легче) приводит к греху, как и легкомыслие.

В одной из старых книжек рава я нашел выражение, что любое касание сексуально. Любое. Даже рукопожатие.

Возможно, именно поэтому, хасиды никогда не подавали Ребе руки. Почему? Я не знаю, но я могу предположить, что как раз потому, что интенсивность духовной связи хасида и Ребе настолько велика, что любое «сползание» этой связи в материальность может опустить как хасида, так и его учителя.   

*

Вообще, религия — это зона повышенной сексуальной напряженности. Поэтому, увы, приходится слышать о слишком многих случаях, которых, верится, можно было бы избежать, если бы эта тематика была более открыта. Если бы каждый учитель знал, что энергия контакта с учениками, то, что называется в Израиле «химия» — это чисто сексуальная энергия, и она элементарно может выйти из под контроля, возможно, таких случаев было меньше.

Поэтому можно и нужно «жениться» на Ребе, и «жениться» на Торе, и «жениться» на Вс-вышнем — и это суть Избавления. Только нужно быть очень осторожным, чтобы это осталось исключительно в области духовности и святости.

Вся идея хасидизма — рав любит говорить об этом — это жениться. Откуда мы это знаем? Баал Шем Тов родился в 5458 году. Если записать это число еврейскими буквами, как принято, то получится слово נחת. Если переставить буквы, получится חתן, жених.

Рав постоянно говорит, что «в мире хаоса не женятся». Весь этот мир — это для того, чтобы жениться. Для того, чтобы у тебя был чистый и святой контакт и связь со своим учителем, и со святой Торой, и со Вс-вышним. И тогда, те, кто еще не создали семьи, или тем, кому нужно построить «второй дом» — эта духовная «женитьба» лишь ускорит и приблизит физическую.

ובא לציון גואל